Фестиваль Black Box вновь приглашает

Ровно год назад мы писали о V Фестивале музыки и визуальных искусств Black Box, о том, какой это был праздник длиною в целых восемь вечеров.

Тогда, в последний вечер фестиваля один из его организаторов, Артем Ким, обращаясь к зрителям, постучал по циферблату своих часов: "Не забудьте, как только наступит 21 февраля 2011 года - все на Black Box ! И своих друзей приводите".

Как про такой фестиваль забудешь?!

И вот долгожданный февраль наконец наступил.На этот раз приглашаение на VI Фестиваль Black Box прозвучало с нового сайта Ансамбля Omnibus. На только что открывшемся сайте можно увидеть и подробную программу предстоящего фестиваля, и узнать о многих других проектах этого неординарного ансамбля.

Предлагаем читателю дайджест мнений о предыдущем фестивале Black Box:

***

... Если кому-то, даже самому просвещенному человеку, скажешь, что на таком-то фестивале потрясающе поставили "Бродягу" с новой замечательной музыкой , - все равно не поверят, пусть даже напишет об этомсамый лучший искусствовед. А вот один раз побудешь на этом представлении - и во всем убедишься.

***

... Фестиваль музыки и визуальных искусств - понятие очень ёмкое. И событие редкое. Чудом фестиваля можно назвать богатство его красок: в нём есть и грустное, и веселое, и фильмы ужасов, и мелодрама,и живая музыка и картинка высокого качества. Все вместе рождает незабываемую атмосферу, дружескую и творческую. Ташкент должен просто радоваться тому, что здесь проводится такой фестиваль, - не у всякой столицы мира есть что-то подобное, тем более этого нет на территории Центральной Азии. И с каждым годом Black Box всё интереснее.

***

... Все фестивальные вечера для меня были разнымы. Единственное, что их объединяло - это какое-то общее удивление и удовольствие, которое получаешь от каждого проекта. И я уже с нетерпением начинаю думать, каким будет следующий этап и что нового и еще лучшего, чем в этом году, они придумают к следующему фестивалю.

***

... Для таких старых фильмов сегодня необходим переводчик. Как раз ваш союз музыкантов и актеров этим переводчиком и служит. Замечательно, что они не пытаются иллюстрировать фильмы, а лишь подводят нас к этому кино. .И то, что о таком кино хочется говорить и его хочется смотреть, - главное достижение фестиваля, потому что никто специально не пойдет сегодня искать "Носферату" или "Калигари", - этим занимаются очень узкие знатоки.

***

... Важный момент - серьёзное помещение зрителя в некие правила игры, когда он всё всерьез начинает воспринимать. Сомневаюсь, что кто-то из вас самостоятельно стал бы вникать в этот фильм серьёзно. Это уже часть нашей ментальности, дискретного нашего сознания среди насыщенного информационного мира, в котором мы живем. Но на фестивале специально придуманы особые условия игры - с живыми музыкантами и актерами. И вдруг зритель понимает, что если от начала до конца погрузиться - даже не именно в это, а вообще - в кино, то возникают удивительные ощущения, которых в обычной жизни, сидя на диване и глядя в телевизор, мы лишены.

***

... Нравится идея - к фильмам, которые мы сами по себе вряд ли бы посмотрели, подключить другие виды искусств.Тут и творчество очень разных музыкантов: ансамбля Omnibus и Axes Percussion Group и группы The Ghetto Blaster, играющей электронную музыку. И людей, которые обычно не занимаются театральным творчеством, но у которых это неожиданно получается. Даже для актеров театра «Ильхом», я думаю, это было интересной необычной работой - вы все заметили, какой азарт присутствовал в их живой озвучке.

***

- Самое интересное, сегодня была совершенно другая опера, отличная от вчерашней. Мне в этом видится одно из достоинств фестиваля. При этом и вчера и сегодня спектакли состоялись.
- А какая опера завтра будет, вы себе не представляете!

***

... Придумана прекрасная форма из отобранных фильмов, музыки и актерской озвучки, для наполнения которой создан слаженный ансамбль исполнителей, поэтому и смогли удержать аудиторию.

***

... Каждый из представленных в программе фильмов что-то значит в истории кино, в них отражена целая эпоха или абсолютно новое понимание того, что может быть на кинопленке. Достаточно обратить внимание на движение камеры, на монтаж, чтобы понять - здесь нет ни одного плохо снятого фильма, все они - образец стиля. ...При выборе фильмов мы учитывали разные вкусы как можно большего числа зрителей. И при этом нам хотелось понять, почему молодому поколению может быть интересным такое кино. На этот раз мы решили прикоснуться к джазу и року, используя свой музыкальный опыт, - захотелось поэкспериментировать и с таким материалом. Для нас это такое же познание, как и для зрителей. Только мы познаем фильм в процессе работы.

***

... Спасибо вам, .музыканты просто молодцы! И гитарист, и пианист исполняли такие серьезные вещи, что благодаря им теперь я поворачиваюсь лицом к рок-музыке. А раньше просто боялся этого слова.

***

... Совершенно разные люди: и старики, и молодые, и те, кто прежде совсем не слушал классическую музыку или рок, - могут на этом фестивале открыть для себя что-то новое. Это первое и, мне кажется, главное достоинство фестиваля, спасибо ему!

***

Музыкант: Мне непонятно, почему было так много неожиданного смеха в зале. Мы-то считали, что фильм о серьезных вещах.
Голос из зала: Я от счастья смеялся – просто как ребенок!

***

... Было ощущение, что мы присутствуем при перетекании времени с экрана, из кадра - в зал, из будущего в прошлое, - настолько слилось мастерство жившего когда-то режиссера и наших современников. Потрясает сам этот факт сиюминутности происходящего.

***

... Зацепило то, что здесь все было так, как в живой индийской культуре. Я впервые смог прикоснуться к объемному миру индийского кино, захотелось и дальше его познавать.

***

... Я впервые попала на этот фестиваль, была почти на всех вечерах. Здесь, в зале, просто удивительная атмосфера.

***

... Мне представился такой образ: современный парень заходит в музейный зал, видит там нечто старинное, что почему-то его волнует и погружает в историю культуры. И эти ощущения молодого человека ничем, кроме музыки, передать нельзя. Соприкосновение эпох и продолжение культурологической цепи, и в целом немецкая культура, которую мы изнутри плохо знаем, - все они видятся здесь совершенно замечательно. В этом плане Гете-институт замечательно выполнил педагогическую и культуртрегерскую задачу, поддержав этот фестиваль.

***

... Игра каждого актера и музыканта просто прекрасны! В ней было живое дыхание.. Ребята растворялись в действии, были один лучше другого.Это и есть искусство, когда невозможное делается возможным...

***

... В течение всего фестиваля были исполнены абсолютно оригинальные саунд-треки, в которых авторы старались передать свои впечатления от показанных фильмов. За исключением "Бродяги", где звучат те же песни, что были в фильме, но и они будут исполнены в аранжировке Омнибуса. .

***

С особым удовольствием прихожу на ваши вечера. Потому что всё придумано творчески, а исполнено совершенно профессионально. Актеры-ильхомовцы просто замечательно работали: профессионально, чисто, характерно. Музыканты тоже абсолютно адекватно вписались в трио «экран – музыка – актеры». Сам спектакль был где-то посерединке, а не отдельно на экране, или в музыке или дубляже. Так что это было со всех сторон отлично оформленное представление.

***

Незабываемый проект с танцем. И видео, и музыка, и танец здесь были представлены в разных формах и при этом их соединение не выглядело надуманным...К записи электронной музыки Арнольд Мариниссен добавлял понемногу звуки, тоны и полутоны, внимательно следя, чтобы они соответствовали позиции танцующей. Пространство было и между звуками тоже. В электронной записи - минимум гармонии, в ней звучала чуть ли не единственная нота. Несмотря на это, музыкант постепенно, в зависимости от широты музыкального пространства, менял расстояние между звуками живой и записанной музыки. Он то расширял пространство между нотами, как бы помогая танцовщице освободиться из слишком узкого пространства, то, по контрасту, наоборот еще больше его сужал. Т.е. он очень напряженно сопровождал звуком ее танец. И за этим тоже было очень важно следить.

***

... Мне не хочется расставаться с фестивалем, потому что здесь - всё живое. И всё ярче, чем просто в кино. Вообще, по-моему, этот театр лучше, чем другие...

***

... Я получил огромное удовольствие и важный урок для себя. Единственный раз я пожалел, что уже давно не преподаю, - а то бы направил сюда своих студентов. Ведь их, забитых и не знающих, где что сегодня искать, надо пробуждать, надо им говорить: "иди туда, там поиск, там то, что возвышает всех нас". Потому что это, в самом деле, возвышает: и Узбекистан, и Ташкент, и - конечно же! – театр "Ильхом" с Омнибусом.

Послесловие

 

... В тот проект вложились все его участники. Абсолютно на голом энтузиазме. Бесплатно. Праздничные 8 дней сделаны большим творческим хашаром: "Ильхом" предоставил площадку и технику, ансамбль Омнибус - инструменты, а ребята - и музыканты, и актеры - приложили свою душу. Из большой любви к искусству. В условиях, когда везде приходится экономить и урезать каждую статью расходов, все время думая, как бы все оптимизировать. Сокращая репетиционное время, потому что музыкантам надо еще где-то работать, чтобы заработать. Сокращая время на техническую настройку. Сокращая просто пребывание на сцене и т.д.

"Вы даже не представляете, какой бы фестиваль мы сделали, будь у нас нормальное финансирование", - с горечью говорили организаторы.- А так в первые дни фестиваля у нас даже со зрителями было сложно, было продано совсем немного билетов. Потому что инерция нашего города берет свое. И преодолеть такую инерцию - самое главное, что мы хотим сделать этим фестивалем. Преодолеть ощущение глухой провинциальности вокруг и ощущение того, что мы с этим смирились: Это необходимо для самих себя, а не для какой-то высокой, но абстрактной цели, - здесь работает обычный инстинкт самосохранения".

Самое грустное, что и на Black Box 2011 года финансирования найти не смогли. Но и этот фестиваль обязательно получится праздничным!