Дневник слушателя

X Международного фестиваля современной музыки "Ильхом-ХХ"

 

22 апреля : Концерт ансамбля "Continuum" (США) в Большом зале ГКУ

В начале вечера Кэтрин Гуллиан, атташе по культуре Посольства США в Узбекистане, рассказала немного о группе, образованной около 40 лет назад. Название ансамбля говорит о принадлежности и старой и новой музыки к единой традиции . Само слово "сontinuum" переводится как "непрерывный, смежный", как нечто единое, где части не намного отличаются друг от друга.

Джоэл Сакс, один из художественных руководителей ансамбля, сказал: "Программа концерта состоит из работ тех композиторов, которые родились в Латинской Америке и затем переехали в США. Нас впечатляет их деятельность и мы хотим показать это ташкентской публике. В первой же композиции обозначены все элементы той музыки, которая прозвучит сегодня".

Слушаем музыку:

1. Вильям Ортиз "Поездка на 15 автобусе к рабочему городку в Пуэрто-Рико"

Шерил Зельтцер и Джоэл Сакс исполнили в 4 руки композицию, в которой мне слышались то грустные и веселые джазовые мелодии, то зажигательный испанский танец, то музыка к популярным телесериалам.

2 . Пабло Ортиза "Тайная жизнь"

Дженифер Кёртис и Дэвид Грешем

Невозможно было "оторвать взгляд и уши" от скрипки Дженифер Кёртис, - так она завораживала! Кларнет как бы удлинял ее звуки, а фортепиано дальше рассыпало их в "белое пространство". Множество пауз в музыкальном тексте и динамичность игры...

3 . Орландо Джасинто Гарсиа "Многоголосие"

Совершенно необычной, просто виртуозной была игра Дэвида Грешема в этой композиции. Мастерски владея инструментом, он буквально колдовал, издавая максимально тихие, долгие и разнообразные "музыкальные дифтонги", когда одновременно возникали не один, а два - может и больше! - звука, временами они звучали равноценно, иногда - горным эхом, дребезжанием, придыханием...

4. Освальдо Голихов "Свет"

Как объяснил Джоэл Сакс, автор сочинил музыку после просмотра фильма Федерико Феллини "Интервью", где известный киномастер в своей обычной эмоциональной манере рассуждал об использовании света в кино, творящего из обыденности чудеса, делающего видимым обычно скрытое от глаз. Вонджунг Ким (сопрано) с блеском передала атмосферу живого итальянского разговора, где есть место и выразительному жесту, и лирике, шутке и скандалу, где можно поиграть голосом, круглым или нежным, режущим слух или смело взлетающим наверх, мастерски "пустить петуха" или пощелкать кастаньетами.

5. Густаво Матаморос "Было бы хорошо ... "

Вонджунг Ким

Второе отделение ансамбль в полном составе открыл экспериментальной композицией. Звучащие как бы отстранено стихи представляют, по словам ведущего, "жизнь как некое горячее пространство с "обыкновенной пылью" (наверное, имеются в виду чувства и мысли человека), как "таинственную непознаваемую вселенную с частицами энергии". Одновременно слышались три голоса: диктора, декламирующего стихи; звукозаписи мужского неясного, грубого бормотания; и, наконец, эмоционально яркий вокализ сопрано. Остальной ансамбль участвовал в этом музыкальном эксперименте как некий противовес, фон - мелкие частицы большой вселенной. Интересно в качестве музыкального пособия по астрофизике...

6. Ария "Oh Yemanja" из оперы Таниа Леон

Это обращение матери одного из заключенных заброшенной и неприступной тюрьмы к богине моря Жеманже - с просьбой помочь в спасении сына. Вонджунг Ким вновь показала мастерство и богатство своего голоса.

7. Роберто Сьерра "2х3"

В завершение концерта Шерил Зельтцер и Джоэл Сакс исполнили музыкальное произведение в карибском стиле ("2х3" = два рояля, три музыкальных части), с миражами, противоречиями и гармонией манящих звуков полуденного латиноамериканского города.

 

М.Стальбовская