Дневник слушателя

X Международного фестиваля современной музыки "Ильхом-ХХ"

23 апреля: Концерт органиста Эрве Дезарбра (Франция) в Малом зале старого здания ГКУ

Уже за час до начала концерта рядом с органным залом в здании старой консерватории собралась толпа желающих послушать известного музыканта, боясь позднее просто не попасть в слишком маленький зал. Проблему частично решили, удвоив количество мест за счет стульев, принесенных из соседних аудиторий. Немного свободного пространства было только рядом с органистом, зал и половина сцены были забиты битком, стояли в проходе, в коридоре, на лестнице и даже на улице. Начиная концерт, органист поприветствовал публику и поблагодарил всех устроителей концерта. "Я бы охотно разделил свою скамейку с тем, кому не досталось места, но боюсь, что это будет неправильно", - пошутил он. (Первоначально была договоренность провести фестивальный концерт современной музыки в Римско-католическом храме, однако, к ак мы узнали позднее, хозяева церковного органа, в свое время полученного ими в дар с условием предоставлять его и для светских концертов, сначала не посчитали возможным исполнение на нем композиции для органа Альфреда Шнитке, а перед самым фестивалем - и в целом отказали в проведении концерта Эрве Дезарбра. Концерт же другой светской музыки состоялся в храме сразу после описываемого фестивального концерта...)

Итак, в исполнении Эрве Дезарбра е прозвучала органная музыка композиторов Франции и СНГ для детей. Она не казалась приземленной, а производила впечатление живой, непосредственной, даже немножко домашней. Исполнение было настолько виртуозным и захватывающим, что, в общем, не чувствовались ни теснота, ни духота… Понравилось все, особенно:

"Четыре пьесы для органа" Жана Луи Пети (сегодня состоялась мировая премьера), "Четыре пьесы для органа" Жоакина Нин-Кальмелла (по мотивам испанских танцев), "Три французские народные песни" Пьера Шолли, "Прелюдия для Анаис" Франсуа Веркена (автор, учитель Дезарбра, написал ее в честь дня рождения своей внучки), "Три эскиза из Британи" Жана-Доминика Паске, "Три пьесы для детей" Эдисона Денисова, "Цветные наброски Утрилло" Роберта Хеббла, "Урок демократии" Юрия Каспарова и "Идея фикс" Феликса Янов-Яновского (Вот что сказал Эрве Дезарбр о двух последних произведениях: "В "Уроке демократии" речь идет о диалоге, - который не всегда проходит легко, - между учителем и учеником. Здесь все просто, любой из вас узнает используемые автором музыкальные цитаты, намеки... (Я узнала в этом, на мой взгляд, гротескном произведении - "Марсельезу" и "Тореадор, смелее в бой..."). И далее органист заметил: "Феликс Янов-Яновский не писал композицию "Идея фикс" специально для меня, но играть ее в этой аудитории - для меня большая честь и удовольствие."

 

М.Стальбовская