Дневник слушателя

X Международного фестиваля современной музыки "Ильхом-ХХ"

23 апреля: Мастер-класс ансамбля "Continuum" (США) в Камерном зале ГКУ

Поет Вонджунг Ким

Со-директор ансамбля "Continuum" Шерил Зельтцер представила исполнителей ансамбля и вкратце рассказала об истории коллектива, в котором они с Джоэлом Саксом работают сообща со дня основания. "В связи с предстоящим в 2006 году 40-летним юбилеем "Continuum" проведет серию ретроспективных концертов ансамбля, посвященных музыкальным портретам прежде мало известных композиторов, а теперь ставших мировыми знаменитостями, таких, как: Веберн, Барток, Шёнберг и другие. Мы постоянно ищем имена и пропагандируем талантливых композиторов, в том числе из стран бывшего Союза. К примеру, произведения Альфреда Шнитке, Софьи Губайдулиной, Валентина Сильвестрова, Эдисона Денисова игрались впервые в США именно в "Continuum"е. Ансабль за эти годы представил публике широкий спектр репертуара, начиная от рэгтаймов Скотта Джоплина и кончая композициями Юрия Каспарова. Сегодня мы предложим вашему вниманию творчество Валентина Бибика, уроженца Украины, позднее переехавшего в Израиль и, к сожалению, 2 года назад скончавшегося. Нам было очень интересно работать с этим чрезвычайно тонким музыкантом. Его работы отличались поразительной тишиной среди шумного мира, вообще - он был особым композитором. Сегодня мы для вас исполним его 2 псалма, которые прозвучат на завтрашнем, втором нашем концерте в этом фестивале". И в тишине камерного зала Вонджунг Ким тихо запела на русском языке: "Боже мой, на Тебя уповаю, да не постыжусь и да не восторжествуют надо мной враги мои...". Вторая песня начиналась со слов: "Небеса проповедуют славу Божию…". Было не всегда легко понять слова, но настроение, дух исполняемых песен переданы были очень по-русски. Джоэл Сакс рассказал о поразившем его впечатлении. Харьковский композитор Валентин Бибик, автор этих псалмов, умевший тонко выразить богатейший мир звуков, - сочинял свои музыкальные произведения на заурядном расстроенном пианино, так как не имел средств ни на покупку нового, ни даже на настройку старого. На вопрос Сакса: "Как Вам удается сочинять в таких условиях?" - композитор ответил: "С помощью воображения…"

Автор "Ноктюрна", московский композитор
Юрий Каспаров отвечает на вопросы

Затем Шерил Зельтцер, предваряя исполнение "Ноктюрна" Юрия Каспарова, предложила композитору, присутствовавшему в зале, самому рассказать об этой работе. Юрий Сергеевич признался, что спустя 15 лет после создания он уже и не помнит всех тонкостей сочинения. "Мне было актуально использовать тогда додекафонную технику Веберна и Шёнберга, где интонация не должна быть приоритетной" - сказал композитор. "И достижение острой диссонансности не было для меня целью. Оказалась, что додекафонная система может быть не только очень жестко детерминированной структурой, но и достаточно консонантной". Джоэл Сакс добавил: "Многие спрашивают, как мы находим музыкальные произведения. "Ноктюрн" мы купили по заказу Дмитрия Янов-Яновского в Париже. Однако в партитуре не оказалось необходимых нам партий для кларнета и скрипки. И Юрий любезно согласился адаптировать партитуру и очень оперативно переслал нам ее по электронной почте. Как быстро меняется музыкальный мир в век новых технологий!" Скрипка, кларнет и фортепиано исполнили "Ноктюрн", а композитор слушал, одновременно читая ноты. После прослушивания автор отметил в исполнении музыкантов удивительную точность воспроизведения не только чисто формальной, но и эмоциональной сферы. "Специфика этой музыки в том, что ее структура напоминает сонатное аллегро по экспозиции, разработке и использованию реприз. Я ощущаю это как ночную песню. Это не означает ее конкретное описание. Один слушатель поделился со мной своими ассоциациями об этом ноктюрне: "Ночь, тишина и тут хулиганы за углом перевернули автобус". У меня этого не было. В современной музыке редко конкретные образы прямо отражаются, как это бывало в произведениях романтиков или импрессионистов (к примеру, звон колоколов и т.д. у Дебюсси и др.)".

Студенты консерватории поинтересовались, в какой последовательности Юрий Каспаров пишет партитуру. "Раньше, скажем, при Прокофьеве, еще было возможно писать сначала клавир, а потом - к нему инструментовку. Сейчас все сложнее (представьте себе хотя бы Третий фортепианный концерт Родиона Щедрина) и поэтому просто приходится делать это одновременно".

Затем кларнетист Дэвид Грешем рассказал о приемах, которые он использовал во вчерашнем концерте при сольном исполнении "Многоголосия" Орландо Джасинто Гарсиа. Композитор, к примеру, стремился к слиянию нескольких нот в верхнем регистре. А на кларнете трудно сыграть одновременно даже 2 ноты и музыкант показал, как по-особому ставить пальцы, чтобы добиться нужного результата. Причем в этой композиции, как отметил исполнитель, играть надо было очень тихо. Джоэл Сакс добавил: "Музыкальная техника развивается очень быстро и то, что раньше считалось просто невозможным, сегодня молодежь исполняет спокойно. Мы завтра покажем работы, используя некоторые новые методы, и я призываю молодых композиторов не бояться экспериментировать... По поводу завтрашнего концерта я бы хотел сказать еще об одном очень интересном композиторе, чья музыка отличается лиричностью и мягкостью. Поль Чихара, японец по происхождению, согласился написать для нас динамичную и, как нам хотелось, немножко сумасшедшую, даже - варварскую композицию . Но работа получилась не столько варварская, сколько меланхолическая - по мнению самого Чихары, наверное, из-за менталитета, свойственного японцам".

На вопрос: "Много ли ансамбль репетирует перед представлением?"- г-н Сакс ответил, что все зависит как от произведения, так и от обстоятельств. Например, композицию Штефена Бопа они готовили к концерту около 200 часов. Руководители ансамбля рассказали и о планах на ближайший год. Кроме ретроспективных концертов по случаю 40-летия "Continuum"а, ими будут исполняться произведения пионеров американской музыки. Также ансамбль активно записывает музыку на компакт-диски (их уже 8 издано) и намерен в ближайшее время записать работы Роберто Сьерра.

В ответ на предложение поставить эксперимент и совместно с находящимися в зале музыкантами поимпровизировать, чтобы лучше почувствовать друг друга, как бы попытаться создать свое музыкальное произведение, а не трактовать чужое, -художественные руководители ансамбля мягко, но решительно отказались. "Выступая перед публикой, мы стремимся показать то лучшее, на что мы способны… Ведь все равно исполнители не механически трактуют чужое, а выступают как импровизаторы. Любая партитура требует импровизации и мы всегда стараемся вообразить те чувства, которые переживал композитор, представить цели, к которым он стремился, т.е. по-своему пытаемся реализовать его видение"...

 

М.Стальбовская