Дневник слушателя

X Международного фестиваля современной музыки "Ильхом-ХХ"

 

25 апреля: Творческая встреча с Франц-Мари Ютти, виолончель (Нидерланды) в Камерном зале ГКУ

Представляя слушателям гостью, проректор консерватории по научно-исследовательской работе и международным отношениям Дилора Мурадова подчеркнула, что исполнительница активно вводит все новые возможности в технику игры на виолончели (к примеру, исполнение на двух смычках одновременно) и то, что сегодня этот музыкальный инструмент можно назвать инструментом полифонического звучания, во многом - заслуга Франс-Мари Ютти. Интенсивно гастролируя, сотрудничая с композиторами различного спектра, - от представителей авангарда до классиков, - она постоянно находится в поиске и ставит всевозможные эксперименты. Сегодняшнюю встречу виолончелистка тоже решила начать как эксперимент, импровизируя совместно с Узбекским камерным ансамблем народных инструментов "Согдиана".

Франс-Мари Ютти в свою очередь поблагодарила участников ансамбля и сказала, что для нее большая честь играть вместе с ними, назвав предстоящую импровизацию cвоеобразным музыкальным мостом между Востоком и Западом. Когда зазвучала узбекская народная музыка, виолончелистка несколько мгновений прислушивалась к ней, закрыв глаза, потихоньку стала подыгрывать музыкантам и, наконец, виолончель и попеременно каждый инструмент из ансамбля "Согдиана" будто вступили в оживленный музыкальный разговор. Совместным экспериментом остались довольны и исполнители и слушатели...

После виолончелистка перешла к беседе о разнообразных приемах игры на этом инструменте. Она назвала имена таких композиторов, как Сальваторе Шаррино, Янис Ксенакис и Джасинто Шелси, которые мастерски используют инструментальные возможности виолончели. Исполнители их произведений используют новые способы звукоизвлечения, играя так, чтобы, например, пальцы двигались в разной динамике, либо ведя смычок в разном направлении по отношению к струне: над или под ней или под разным наклоном; работая не только со струнами, но и с поверхностью виолончели, ее резонатором и другими частями. Композиторы, помогая музыкантам, стараются точно расписывать в своих партитурах приемы получения необычных звуков, подробно комментируя буквально каждую ноту сложных звукосочетаний. Франс-Мари показала слушателям такого рода партитуру, на которой отдельный звук глиссандо был изображен отдельной точкой, а партитура выглядела как огромный листок из учебника геометрии, с множеством вытянутых перекрестий.
Большая часть времени была посвящена наглядному показу таких приемов с подробными разъяснениями, как это делается.

В завершение встречи Ютти пригласила кого-нибудь из молодых виолончелистов показать свою игру. Первое, что она сказала, когда мелодия была сыграна: "Дышите! Вдохните, как следует, и, отделяя фразы, вдыхайте в них силу. Игра на виолончели похожа на пение, - когда вы хорошо поете, вы дышите естественно, не пережимаете. Если же не можете петь без правильного дыхания, то и играть на виолончели тоже не сможете..."

К сожалению, переводчик был неважным.

 

М.Стальбовская