Дневник слушателя

X Международного фестиваля современной музыки "Ильхом-ХХ"

 

26 апреля: Концерт Франц-Мари Ютти, виолончель (Нидерланды ) в Большом зале ГКУ


“Я бы назвала сегодняшний концерт “Другая виолончель”, - обратилась Франс-Мари к слушателям. "Многие звуки, которые вы услышите, будут для вас непривычными… Автор первой композиции “Пространство ночи”, Сальваторе Шаррино, принес в музыку высокие звуки, маленькими гармоническими сочетаниями происходящие ниоткуда. У Джонатана Харви в “Уловке Платона” из самой высокой ноты проистекает и очень длинный звук. Вы услышите также “дикое произведение” Яниса Ксенакиса со множеством шумных глиссандо, с использованием одновременно двух смычков, и “Катарсис” Джасинто Шелси, мистического итальянского композитора.”

1. Сальваторе Шаррино. “Пространство ночи”

В этом пространстве множество свистящих звуков…

2. Джонатан Харви “Уловка Платона”

Виолончель басит или заливается тончайшим соловьем, звучит гавайской гитарой. Иногда рука смычком как бы овевает виолончель, иногда набрасывает его на басы, чтобы потом съехать по корпусу инструмента, иногда сами пальцы стучат по дереву

3. Дьёрдь Куртаг "Послание Франс-Мари"

Автор, удивленный игрой виолончелистки, посвятил ей свою композицию для игры двумя смычками

4. Янис Ксенакис

Композиция очень понравилась. И великолепное владение техникой. Левая рука подымается вверх и опускается вниз по грифу буквально одновременно с правой, мелодия то будто буксует, то скатывается лавиной и снова взлетает, смычок выделывает на струнах головокружительные восьмерки

5. Луиджи Ноно “…из Польского дневника”

Франс-Мари держит один смычок снизу, под струнами, второй - над ними, да еще умудряется и сверху по струнам рукой постукивать.

6. Джасинто Шелси “Катарсис”

Тихие звенящие звуки перемежаются щипками в первой части. Во второй - левая рука одновременно со щипками берет аккорд, сразу же сверху наплывает следующий аккорд и образуется тонкая мелодия. В третьей части – тремоло и щипки рассыпают ее

7. Франс-Мари Ютти “Ночные обманы”

Все второе отделение Франс-Мари Ютти исполняет свою, очень лиричную композицию, составленную из десятка частей и объединенную одним названием. Работает виолончелистка с ноутбуком и временами использует звукозапись, сочетая электронные и живые звуки, шелестящие и скрипящие, ревущие и легко поющие. Её пальцы - кузнечики, на мгновение присевшие на гриф, глаза задумчиво улыбаются, медь волос пересыпается то в мёд виолончели, то в пепел костюма…

 

М.Стальбовская