Дневник слушателя

X Международного фестиваля современной музыки "Ильхом-ХХ"

27 апреля: Творческая встреча с ансамблем "Accroche Note" (Франция) в Камерном зале ГКУ

По мнению открывающего мастер-класс Феликса Марковича Янов-Яновского, молодым музыкантам, особенно композиторам, очень полезно посещать все мероприятия фестиваля, чтобы лучше понять мир современной музыки. Процесс восприятия новой музыки всегда сложен. Нужно учиться слушать музыку, открывая ей свои уши и души. Современники Монтеверди когда-то говорили, что его музыка скрежещет, что он не умеет сочинять, а теперь он - признанный классик. Сегодняшняя встреча - это прекрасная возможность познакомиться с работой “Accroche Note", одного из самых известных во Франции камерных ансамблей, исполняющих современную музыку.
После такого вступления профессор представил слушателям участников ансамбля, который более 20 лет возглавляют Франсуаз Кублер и Арман Ангстер. Музыканты вначале рассказали о программе предстоящего назавтра концерта. В ней будет звучать музыка французских, итальянских, аргентинских и других композиторов: Стефано Джервазони, Яниса Ксенакиса, Ива Прина, Лючано Берио, Паскаля Дюзапена и Альберто Хинастеры. Затем последовали некоторые фрагменты из произведений названных авторов с комментариями исполнителей. Так, по словам Армана Ангстера, в музыке Ксенакиса, французского композитора греческого происхождения, нет видимого романтизма и чувственности, но нельзя сказать, что его произведения ничего не означают. Композитор придал музыке какие-то свои черты, вводя новое звучание, часто используя высокие регистры, флажолеты с микроинтервалами. Как пример этого, музыкант сыграл фрагмент из “Харизмы”, посвященной памяти композитора Грезека. Эпиграфом к композиции могут служить стихи из “Илиады” Гомера: “Душа, похожая на дымку, ушла, скрипя, в землю” - и вот этот “уход” в виде стремительного глиссандо сверху вниз изобразил на кларнете Арман.
Тем, кто был на мастер-классе ансамбля, посчастливилось услышать “Третью Секвенцию” Лючано Берио в виртуозном исполнении Франсуаз Кублер (сопрано). Что-то похожее на поиск музыки в радиоприемнике (с перебивами речи, бормотанием, обрывками музыки, смехом, щелчками) или на испорченный аудиодиск, где звук расслаивается, зависает…
Музыканты также исполнили “Трио” Дюзапена, где особенно интересно было следить за выразительной игрой Карине Зарифян. Эмоциональность ее слышна не только в музыке, она читается в мимике и жестах пианистки: то ее пальцы крадутся по клавишам, то она торжествующе поводит плечами, то огорченно закусывает губу, то прищуривает презрительно глаза - связь с музыкой, с инструментом очень непосредственная.
Кларнетист Марио Кароли сыграл “Мертвый барабан” Шаррино. Сложная техника, необычные звуки: похожие на хлюпанье и бормотание испорченного водопроводного крана, хлопки воздуха, всасывание воды в воронку, дыхание, шелестенье, - и в то же время это была музыка!

На вопрос, почему группа называется "Accroche Note" - Арман Ангстер пояснил, что здесь игра слов: “привлечение внимания” и “ноты”. Вообще же, по сути, ансамбль - это группа новой камерной музыки.
“Как долго вы готовите произведение к концерту? ”.- “До 10 часов плюс 1-2 репетиции перед выступлением при условии, что каждый исполнитель знает свою партию. Если фестиваль предстоит сложный, с широкой палитрой произведений, важно учитывать и то, какие инструменты участвуют, чтобы была возможность настройки, к примеру, арфы”.

“Как помочь пониманию сложной современной музыки неподготовленному слушателю?” По мнению Марио Кароли, ее не надо понимать, любая музыка, современная ли, классическая ли, - это абстракция, каждый находит в ней, что хочет найти.
“Какой композитор у ансамбля наиболее любимый?” - “Предпочтений нет, для музыканта важна гибкость в выборе музыки”.

 

 

Франсуаз Кублер

Карине Зарифян

Мари-Пьер Вандом

Арман Ангстер

Кристоф Бо

 

 

М.Стальбовская