Дневник слушателя

X Международного фестиваля современной музыки "Ильхом-ХХ"

29 апреля: Концерт ансамбля "Delta" (Великобритания) в Большом зале ГКУ



1. Хавьер Алварес "Аккордеон разбитого сердца"


В этой приветственной композиции (в начале похожей на приезд праздничного поезда, с бравурной музыкой и свистками паровоза) Кристиан Форшоу, Питер Ваймен, Гарет Бреди и Крис Колдуэл - познакомили публику с возможностями своих саксофонов.

Потом один из музыкантов, Гарет Бреди, поприветствовал публику, сказав, что три года назад их ансамбль уже участвовал в фестивале "Ильхом ХХ" и они благодарны организаторам за возможность снова выступить в Ташкенте с новыми работами.


2. Феликс Янов-Яновский "I-M-T"

Композиция из трех частей: initio- импульс, motio - движение и terminus - завершение. В первой из частей мне услышалась в коротких, бодрых фразах гордая заявка на полет, мечтательность и строгая искренность юности. Во второй части – сам мощный полет, ощущение высоты, размышление, снижение и новый подъем, преодоление каких-то помех подъему переходит снова в уверенное восхождение, мелодия взмывает и долго тянется. Третья часть: невеселый, долгий спор, глухое снижение высоты сменяется новым взлетом, сомнениями - и тянущийся звук стихает ( Когда кончилась музыка, когда откланялся автор и стихли аплодисменты, музыканты, прежде чем начать следующее произведение, еще раз поблагодарили его за сочинение...)

3. Гевин Брайерс "Alaric I или II"

О горах на севере Франции: Скрежет переходит в долгий гладкий звук, дребезжание - тоже, придыхание - тоже; добавляются новые звуки, растекаясь, переходят в рев трубы и звон колокольчиков. В тишине слышно долгое горное эхо, стихающее разными аккордами и снова из густых низов звуки трубы взлетают, перекликаются и потухают басами, один тонкий звук вырвался из басового плена, за ним второй – они взлетают и струятся, торжествуя и в полете сливаются в одну, разлитую в небесах мелодию. Потом, разойдясь, каждая мелодия грустно солирует и утихает, снова взлетает тонко вдалеке и падает вниз. Где-то дальние голоса звучат, как отголоски пастушьей свирели на фоне одной ноты. Потом и этот фон гаснет…

4. Джеральд Барри "Перед дорогой"

Динамичная, торжествующая, чем-то похожая на оперную, музыка. Мелкий ритм перебивается неожиданно каким-то сбоем, и первая часть, едва начавшись, завершилась. Во второй - множество пауз, музыка маршевая с перебивами ритма сочетается со свободно парящей, разлитой лирикой, - длинная пауза в конце. В третьей – джазовые мелодии, даже туше - со взвизгами и резкими паузами.

5. Джахонгир Шукуров "Сюзане"

Легко возникает картина создания полотна, звуки, похожие на звуки карнаев, как нити – одни уходят под полотно, а на поверхности возникают другие, перевиваясь друг с другом, наслаиваясь новым рядом красок. Летает рука над тканью, высокие звуки тонкими нитями выстраиваются наверху ровным рядом и – точка, узелок. Более густые звуки - ниточки протянулись - и снова узелок. Ровно тянется звук и вдруг рвется, жалуется, и вновь связанный, тянется, перевивается, затихает ненадолго и снова льется. (Случайно оглянулась и вижу – автор стоит неподалеку у стены, спрятался за спину товарища – внимательно слушает. Когда публика и музыканты захлопали, благодаря за дивное "Сюзане",- выбежал на сцену, поклонился всем...)

6. Полина Медюлянова "Скрытые голоса"

Восточноя музыка раскачивается мягкими неспешными волнами, звуки их пластичны, медитативны, тягучи и нежны.

7. Майкл Торк "Июль"

Нарядная, джазовая, южная, танцевальная музыка с великолепными исполнителями.

8. Кристофер Фокс "Скользящий воздух"

Мне послышались русские народные мотивы, что-то похожее на "Барыню", с прихлопом – притопом, залихватски, звеняще, мощно…

 

М.Стальбовская