Дневник слушателя

X Международного фестиваля современной музыки "Ильхом-ХХ"

30 апреля: Концерт камерной музыки композиторов Средней Азии в Большом зале ГКУ

1. Марал Якшиева "Согдиана"

Лирико-эпическая композиция для фортепиано 2004 года в исполнении самого автора, композитора из Туркменистана

2. Дилором Сайдаминова "Соната №2"


Начинает сонату мощный удар пианистки Адибы Шариповой по "краям клавиатуры" рояля, затем скрипка в руках Екатерины Горховер быстро и энергично поднимает мелодию короткими ступенями и наверху как бы срезает ее, глиссируя, пощипывая - легкая мелодия скрипки соревнуется с напором фортепиано.

3. Хабибулла Рахимов "Память"


Вокальный цикл на узбекском языке для голоса и фортепиано на стихи Б. Бойкобулова.
Исполнители Шукур Гафуров (вокал) и Лариса Абдукаюмова (фортепиано).
Недалеко от официальных советских песен о войне…

4. Анатолий Варелас "Три пьесы"


...или "Кошачий триптих", сочинение 2004 года для 6 скрипок (исполняют Е.Горховер, Е.Савченко, И.Анциферова, Н.Ковальчук, Л.Раимджанова и В.Федотова) - и фортепиано (С.Константиновская)
1 часть – "Черная кошка в черной дыре": скрипки за кошку - мяукают, фортепиано - за кошку мягко ступает
2 – "Балаганчик" - как и положено, "балаганная" музыка
3 – "Неожиданный визит" - быстрый бег, наверное, кошки за мышкой, высокие ноты - "мяу" и "проезды мимо"- и снова бедовая мышка пищит

5. Полина Медюлянова "Гейдельберг"

Лаконичная композиция из двух пьес 2002 г, перекличка двух фортепиано, исполнители Ирина Боброва и Ольга Минцовская

После антракта:

6. Дмитрий Варелас "Музыка для четырех" (2004)

Дмитрий Варелас "Музыка для четырех"


Колоритное, нескончаемое передразнивание: кларнет и флейта (Гайрат Юлдашев и Алишер Сайфуллаев) начали как-то по-клоунски тянуть звук, струнные (Наргиза Юсупова -виолончель и Али Алиев - скрипка) в ответ "капнули", духовые забасили - струнные еще капнули, духовые заныли, струнные - закапали длиннее, духовые гуще запели - струнные откликнулись ржавым басом, виолончель съехала по басам, скрипка затенькала - захихикала, флейта завела беспечную мелодию, скрипка прерывает флейту, и - как у Маяковского – "немножечко нервно" - (партия скрипки вообще замечательна). Снова и снова духовые и струнные шутливо дразнят друг друга...

7. Мустафо Бафоев "Напевы Барбада. Хусрав в саду у Ширин" (2004)

Исполнители Хамза Хакимов (вокал), Александра Котлярова (арфа), Алибек Кабдурахманов и Улугбек Махмудов (ударные).


Этот концерт для голоса, арфы и ударных - совершенно мистический, незабываемый! Звучит гонг, слышатся заклинания и берущее за душу пение (макомное?)- "Амон-амон-амон"… Арфа растекается, перекликаясь с легкими погремушками, цымбалами, бубен их погасил и дал дорогу новым жалобам Хусрава "Амон-амон-амон"… Ударные все исступленнее бьют и заклинают, арфа выплескивает звуки все быстрее и громче... Ударники раскалывают, разделяют каждую ноту, цокот копыт в ритмично-спокойном аллюре. И громко тарелки освобождают дорогу жалобам "Амон-амон-амон". Голос смешивается с громовыми ударами, арфа и гонг подпевают, длинный звук арфы гаснет тихо, удар, заклинания, гонг и волнующее пение затихает вдали…

 

М.Стальбовская