Дневник слушателя

X Международного фестиваля современной музыки "Ильхом-ХХ"

30 апреля: Круглый стол в Камерном зале ГКУ

"Итоги десяти международных фестивалей современной музыки "Ильхом-ХХ"

Ведущая круглого стола, музыковед Эльвира Аскаровна Абдуллаева, поздравила всех присутствующих с состоявшимся десятилетним юбилеем фестиваля и обозначила темы для дискуссии:

Э.Абдуллаева

- Что ценного дал всем за 10 лет этот фестиваль?
- Что за музыка звучала на них?
- Какие проблемы высветил фестиваль и каковы пути их решения?

Подводя предварительные итоги, она начала с того, что Международный фестиваль современной музыки "Ильхом-ХХ" как явление высокого профессионального уровня, как явление интернациональное – вполне состоялся, он существует, о нем знают, в нем охотно участвуют. И пользуясь случаем, выразила искреннюю благодарность всем тем, кто оказал его организаторам поддержку, проявил собственную инициативу и т.д.


За 10 лет в рамках фестиваля "Ильхом ХХ":

- состоялось более 120 концертов различных музыкальных групп

- проведены десятки творческих встреч

- прозвучало около тысячи музыкальных произведений - богатейшая музыкальная панорама, где наряду с музыкой зарубежных стран самым достойным образом была представлена и музыка Узбекистана, как композиторские, так и исполнительские работы

- даны десятки интервью и высказано множество мнений относительно музыки, прозвучавшей на фестивалях, и на другие темы

- появился новый слушатель, который уже не может обойтись без фестивалей современной музыки.

- Упомянуты и грустные итоги последних десяти лет: уже нет с нами таких великих музыкантов, как Лючано Берио, Астор Пиаццола, Валентин Бибик, Альфред Шнитке и других. Нельзя опаздывать знакомить с творчеством композиторов - не только публика, но и многие музыканты могут не заметить, не оценить величину утраты... Сегодня редко кто из музыкантов ждет с нетерпением новых результатов работы композиторов, а ведь еще Эмиль Гилельс соревновался с другими музыкантами, - кто сыграет следующее произведение Прокофьева. Композитор Тарнопольский, руководитель ансамбля новой музыки высказал такую мысль: какая-то часть должна экспериментировать в музыке, чтобы другая могла наслаждаться классикой, "музейным" Шопеном и т.д. Ведь классике, которую отсчитывают от симфоний Гайдна – всего сто пятьдесят лет...

Н.Янов-Яновская

Наталья Соломоновна Янов-Яновская, доктор искусствоведения, профессор, обратила внимание на то, с каким нетерпением люди ждали весеннего фестиваля, но, к сожалению, среди них было меньше профессионалов, чем музыкантов. Она также напомнила, что у истоков Фестиваля стоял театр "Ильхом", и в свое время Марк Вайль и Игорь Ратанов сделали все, чтобы Международный фестиваль современной музыки "Ильхом-ХХ" достиг высокого уровня. На эти фестивали всегда приглашаются высококлассные музыканты, исполняются музыкальные программы высокого уровня,- как правило, премьеры, если не мирового, то республиканского уровня. Выступления наших музыкантов, работы наших композиторов – обязательны на этих концертах и по уровню они ничуть не уступают зарубежным. Причем, "Ильхом-ХХ" - один из немногих фестивалей, оставляющих не только духовный, но и материальный след в виде публикаций, записанных компакт-дисков. На этом фестивале все большее место занимают сопутствующие мероприятия - творческие встречи, мастер - классы, выставки, показы кинофильмов. Есть еще один важный аспект, - обратная связь, когда приглашенные музыканты и коллективы открывают для себя Узбекистан, его красоту, культуру, музыку, знакомятся с местными авторами и исполнителями. В ряде случаев это получает продолжение в виде дальнейших контактов с нашими композиторами и исполнителями. Н.С. Янов-Яновская также поделилась своими впечатлениями о некоторых концертах, в том числе, о выступлении известного французского органиста Эрве Дезарбра, который открыл нам новое звучание этого величественного инструмента - вполне земное, теплое, связанное с миром детства.

Ф.Янов-Яновский

Феликс Маркович Янов-Яновский, Заслуженный деятель искусств Узбекистана, профессор, обратил внимание на самый негативный итог фестиваля, на его взгляд, - на то, что на концертах фестиваля непростительно мало было профессиональных музыкантов. Ведь в знании мира музыки - суть их профессии. На чем же тогда основывается понимание той музыки, с которой они работают, если они не ходят на такие уникальные концерты. К примеру, из сотни членов Союза композиторов Узбекистана на Фестивале можно было встретить лишь двух – трех. В то же время непрофессионалы нередко ходят на все мероприятия, реагируя как понимающие музыку, заинтересованные люди.

Ф.Абдурахимова

Феруза Абдурахимова, Заслуженный деятель искусств Узбекистана, профессор, вспомнила, как было прежде сложно пробиться на фестивали в небольшой театр «Ильхом». Но и сейчас в дни фестивальных концертов огромный зал новой консерватории также всегда заполнен, в том числе и при исполнении музыки узбекских композиторов. Международный фестиваль современной музыки "Ильхом-ХХ" - важное событие в истории культуры не только Узбекистана, но и мировой культуры, в целом. Подобных фестивалей новой музыки такого уровня совсем немного , можно, пожалуй, назвать Мюнхенский и еще несколько. Бесценен тяжелый труд организаторов, благодаря которому такой фестиваль живет.

А.Хакимова

Африда Ходжаевна Хакимова, кандидат искусствоведения, профессор, обратилась к семейству Янов-Яновских, которые принимали самое активное участие в подготовке всех фестивалей, - с глубокой благодарностью и низким поклоном. Будучи в изоляции, когда нет ни современной литературы, ни звукозаписей, этот фестиваль - чуть ли не единственное, что дает возможность нового взгляда, дает музыкантам подняться. Ведь налицо глубокая проблема - воспитание музыкальной элиты при нынешней отсталости музыкального образования, застрявшего где-то в 19 веке, когда нет ни преподавателей достойных, ни студентов, когда нужно пересматривать набор предметов и качество их преподавания. И при этом - вопреки всему сказанному - мы с гордостью слушали концерты наших музыкантов, нам есть чем гордиться.

О.Матякубов

Отаназар Рахматович Матякубов, профессор, согласился с тем, что узбекистанцам есть чем гордиться, сегодня, к примеру, ансамбль народных инструментов "Согдиана" можно назвать национальной гордостью, - они на двести лет ушли вперед... Нередко музыкальные фестивали похожи на этакие дирижабли, - чем непонятнее музыка на них, тем она современнее. Дух же Международного фестиваля современной музыки "Ильхом-ХХ" демократичен, хорошо, что на нем и Бафоев, и Шукуров, и Гузаирова, и Максудов выступают на равных с другими композиторами, исполнителями. Здесь царство самой музыки, а не наоборот, когда философия стоит над музыкой. От такой великолепной музыки - мороз по коже. Потом уже пойдет осмысление: музыковеды, бюллетени, круглые столы и что-нибудь посущественнее. Организаторам же - огромное спасибо за то, что начали и продолжают свое дело, чтобы и дальше жил этот фестиваль. Конечно, это тяжкий труд, но по-другому нельзя, не то будет. У фестиваля "Ильхом-ХХ" очень высокий уровень и я горжусь, что являюсь современником этого уникального явления.

Э. А. Абдуллаева выделила еще одну проблему – необходимость работы с аудиторией, среди которой много и неподготовленной публики. Возможно, нужны теле- радиопередачи о музыке, о культуре, просто необходимы какие-то формы "ликбеза" по культуре поведения на концертах: что нельзя опаздывать, мешать исполнителям во время игры, хлопать между частями одного музыкального произведения и т.д. Хорошо было бы для пропаганды вживую современной музыки - на регулярной основе организовать работу камерного ансамбля. Важно также более серьезно обучать новой музыке в музыкальных заведениях, устраняя перекосы в преподавании, - когда на изучение классики уходит гораздо больше времени, чем на знакомство с новыми произведениями, когда 5 лет посвящается только на гармонию, и не уделяется должного времени новым: ритму, тембру, фактуре. Может быть, стоит расширить тематику курсовых и диссертаций работ за счет изучения современной музыки. Кандидаты наук должны создать какую-то свою команду по пропаганде современной музыки. Не менее важно усилить связи между исполнителями и композиторами, вернуть исчезнувшую систему регулярных прослушиваний.

Ф. М. Янов-Яновский поддержал мысль о необходимости преодоления инерции в образовании - никуда не годится, что всего 10% консерваторского времени отдано специальности… Он также обратил внимание на то, что сегодня многие музыковеды заметили в современной музыке тенденцию к смягчению, к усилению консонантности. Сами композиторы, создатели современной музыки, нередко возвращаются к романтической музыке, не желая работать несвободно, зацикливаясь только на новых технических приемах. Ведь техника не самоцель, а инструмент композиторской личности, свободной и незашоренной.

Э. А. Абдуллаева обратилась к молодым участникам круглого стола с вопросом: что вам дал этот фестиваль?

- свежий воздух, которым мы дышали эти годы
- нас, композиторов, он вдохновляет на новые произведения
- при нехватке музыкальной информации и нот, это - единственная возможность узнать о новой музыке
- на фестивалях было много экспериментальных работ, созданных ради передачи особых эмоций, хорошо, что были комментарии к ним
- мне кажется, что пока исполнитель не играет современную музыку, он не может исполнять и классику
- я как будущий композитор благодарна Ф.М.Яновскому за то, что он научил нас воспринимать новую музыку, звучавшую на фестивалях
- желаем здоровья и сил всем, кто готовил эти фестивали!

М.Стальбовская