Дневник слушателя

X Международного фестиваля современной музыки "Ильхом-ХХ"

 

1 мая: Концерт Национального симфонического оркестра (Узбекистан) в Большом зале ГКУ


Перед концертом еще раз были названы спонсоры фестиваля, повторим и мы - с благодарностью:

- Французский Культурный центр "Виктора Гюго"
- Посольство Франции
- Институт Гете
- Британский Совет
- Посольство Италии
- Посольство Королевства Нидерландов
- Посольство Швейцарии
- Посольство США
- Швейцарский Фонд поддержки и сотрудничества
- Издательство Le Chant du Monde
- Компания AirFrance
- Министерство по делам культуры и спорта Республики Узбекистан
- Государственная консерватория Узбекистана
- Союз Композиторов Узбекистана
- Гостиница Le Meridien
- Студия "Иосис"

Новый ректор Государственной консерватории Узбекистана Дилора Махмудова открыла концерт словами:
"Настал последний день Х Международного фестиваля современной музыки "Ильхом-ХХ". Мы еще будем подводить его итоги за десять лет - это сотни прекрасных концертов, десятки интереснейших встреч. За это время возникло новое отношение к современной музыке, произошел переход от неприятия до полного восторга перед ней, а у музыкантов всего мира появилось желание получше узнать музыку нашей страны, убедиться в том, что Узбекистан - важный центр музыкальной культуры. В этом, на мой взгляд, - главный итог Х Международного фестиваля Современной музыки "Ильхом-ХХ". И особая благодарность тем, влюбленным в эту музыку, людям, которые дали полюбить ее и нам - и теперь каждый год мы с нетерпением ждем вдохновения от Международных фестивалей современной музыки "Ильхом-ХХ"...( "ильхом" по-русски переводится "вдохновение"- прим. ред)

 

Дирижировал Национальным симфоническим оркестром Узбекистана Народный артист республики, профессор Захид Хакназаров. Партию фортепиано исполняла Эльмира Миркасымова.

1. Арнольд Шёнберг "Пеллеас и Мелизанда" Ор.5 (1902/03 г) Симфоническая поэма по М. Метерлинку


Как написано в программке концерта, "в произведении М.Метерлинка странным образом соединены мотивы "Кармен" и "Тристана и Изольды". Главные действующие лица: немолодой рыцарь Голо, его юная жена Мелизанда и его младший брат Пеллеас. В результате постепенно складывающегося любовного треугольника и безумной ревности Голо Пеллеас и Мелизанда погибают.
Симфоническая поэма Шенберга - произведение раннего, "тонального" периода творчества композитора и является самым романтическим его сочинением, продолжающим традиции Ф. Листа, Р. Штрауса и отчасти Р. Вагнера.


Вступление напомнило музыкальное сопровождение кинофильмов 30-х годов прошлого века. С высокой мелодии струнных, с рева трубы - плавные переходы в басы духовых и в скольжение скрипичных звуков, прерывающееся взвизгом труб и флейт. Неожиданно на середине музыкальной фразы звуки начинают обрушиваться, как с пика волны, их смывает приливом мелодии арфы. Волна подымается вновь, через звучание арфы переходя в пение струнных инструментов, в трубный зов, смягчаясь сурдинкой, нарастая до рева и снова обрушиваясь, - бьется, растекаясь и опять поднимаясь. Напряжение мощной музыкальной волны снимают отдельные инструменты - пенье виолончели, соло флейты, трубы, арфы, но в и них временами эта энергия взрывается, смешиваясь с громом оркестра и лишь постепенно успокаиваясь.

2. Игорь Стравинский "Петрушка" Потешные сцены в 4 картинах (редакция 1947 г.)


Из программки: "Во время масленичного разгула старый фокусник показывает оживающих кукол: Петрушку, Балерину и Арапа, исполняющих бешеный танец среди изумленной толпы. Магия фокусника наполнила кукол всеми чувствами и страстями настоящих людей. Богаче других ими наделен Петрушка, и страдает он больше, чем Балерина и Арап. Утешения он ищет в любви Балерины, однако на самом деле она только боится его странностей и избегает его. Арап, глупый и злой, но нарядный, - нравится Балерине и она всячески старается очаровать его". Ревность Петрушки приводит к тому, что Арап убивает его, фокусник снова превращает его в куклу, но привидение исстрадавшегося Петрушки грозит своему мучителю...

Как об этом театре кукол здорово было рассказано музыкой Стравинского!
Калейдоскоп музыкальных ярких красок- звуки буквально видны.
Верчение карусели под знакомые всем народные песни "Здравствуй, гостья зима", "Эх вы сени, мои сени", марш солдат и звуки погрома, ухарские ужимки трубы и задушевное соло флейты, пьяный бас и жалкий плач. Часто каждая картинка грубо стирается, фраза обрывается на полуслове. Насилие и страдание на фоне народного гулянья...

 

М.Стальбовская