Дневник слушателя
X Международного фестиваля современной музыки "Ильхом-ХХ"
20 апреля: Открытие фестиваля и Концерт итальянского ансамбля ”Sentieri selvaggi” в Большом зале Государственной Консерватории Узбекистана.
Атмосфера праздника окружает с первых минут. В фойе нас ждала выставка отличных фоторабот Виктора Вяткина с фестивалей предыдущих лет и раздача стостраничных красочно иллюстрированных буклетов - о предстоящем. В зале на сиденьях - программки сегодняшнего концерта с информацией о том, где и что состоится завтра.
”Добрый вечер, дамы и господа”, - привычно звучит голос постоянной ведущей концертов. ”Мы рады приветствовать вас на Х Международном фестивале современной музыки ”Ильхом -ХХ”…
Открыли его советник по культурному сотрудничеству посольства Франции в Узбекистане, директор Французского культурного центра Виктора Гюго в Узбекистане, Йоанн Юрес и ректор Государственной Консерватории Узбекистана Бахром Курбанов. Ими была отмечена важная роль этого фестиваля в культурной жизни страны и высказана поименно благодарность его организаторам и спонсорам. Из местных организаций в этом добром деле активное участие приняли республиканская Государственная Консерватория и Союз композиторов Узбекистана, а из зарубежных: Французский культурный центр, Институт Гёте (Германия), Британский Совет, Швейцарское управление по развитию и сотрудничеству, а также посольства Италии, Франции и США. Особая благодарность прозвучала и в адрес бессменного устроителя и художественного руководителя всех десяти фестивалей современной музыки «Ильхом -ХХ» - Дмитрия Феликсовича Янов-Яновского.
В начале концертной программы миланского ансамбля, название которого переводится как ”нехоженые тропы”, ее ведущий, Филиппо Дель Корно, представил каждого из исполнителей. Публика тепло приветствовала старого знакомого, пианиста Андреа Ребауденго, который на прошлом фестивале аккомпанировал восхитительной певице Кристине Завалонни.
Первым было исполнено произведение миланца Паоло Коджолы “Hume”. Как объяснил ведущий, названо оно в честь философа Юма, но означает и распространенное итальянское восклицание. Такая двойственность смысла названия уже готовит слушателя к смешению - музыки эмоциональной и музыки интеллектуальной. Мы услышали, как задумчивая мелодия скрипки «всходила» над зажигательным народным танцем, как она то дробилась, растворяясь, то лилась ровным светом.
Вторым был ”Вооруженный человек”, ироничное произведение ведущего концерта, Филиппо Дель Корно, где современные ритмы ”боевых барабанов”, затихая , уступали ”мирным” старинным напевам флейты и кларнета или, нарастая, вновь заглушали их.
Следующий автор, композитор из Нью-Йорка Майкл Гордон, также был гостем одного из прежних фестивалей современной музыки «Ильхом -ХХ». В его композиции "ACDC" все участники группы показали ювелирное владение своими инструментами.
Замечательно исполнили сицилийскую мелодию Франческо Пеннизи “Acanthis” Паола Фрэ ( флейта) и Андреа Ребауденго (фортепиано). Музыка передавала не только сам полет и птичьи трели, но воспроизводила , казалось, даже и трепет крыльев певчей птицы, дыхание и дрожание ее горлышка.
Как сообщил ведущий, на создание “Glamorama spies” Лоренцо Ферреро вдохновило чтение американского шпионского романа. При этом сама музыка не была внешне иллюстративной, а представлялась ярко эмоциональной и многоцветной. Кстати, именно сегодня состоялась мировая премьера этого произведения, да и вся остальная музыка концерта звучала в Ташкенте впервые.
Второе отделение концерта началось со "Свежего воздуха" американца Дэвида Лэнга. В основе его - впечатление от похода автора музыки с сыном к дантисту, где ребенку было сделано обезболивание и анестезия создала особое настроение, отразившееся в музыке.
Карло Галанте назвал два свои музыкальных опуса "Формула цветка" и "Закон звезды", следуя утверждению Марины Цветаевой, что поэт должен знать "закон звезды и формулу цветка". Первое из названных произведений и было мастерски исполнено перед ташкентской публикой.
“Wichita Vortex Sutra”, творение известного современного композитора Филипа Гласа, навеяно чтением стихов А.Гинзбурга о моменте, когда у участника американо-вьетнамской войны возникает решимость объявить конец этой несправедливой бойне. Исполнение Марко Дечимо (виолончель), Джамбаттисты Джиоколи (кларнет) и Андреа Дульбекко (вибрафон) этого музыкального произведения было просто замечательным.
Завершился концерт произведением дирижера ансамбля Карло Боккадоро под названием "Плохая кровь". Основой для его создания послужил скандал 70-х годов прошлого века с больными афроамериканскими женщинами и детьми, которых врачи практически не лечили, но в научных целях следили за ходом болезни. Реакция композитора на этот эксперимент и воплотился в виде очень динамичного звукового ряда.
Как написано в программке, ансамбль "Sentieri selvaggi" был создан в 1997 году Карло Боккадоро, Филиппо Дель Корно и Анжело Мьотто, а его концертный дебют состоялся в Театре Портаромана в Милане. Позднее в сотрудничестве с известными композиторами: Филипом Гласом, Майклом Найменом, Джеймсом МакМилланом и Луи Андриессеном - группа добилась важных творческих успехов. Она регулярно выступает на самых известных сценах и таких престижных музыкальных фестивалях современной музыки, как: Театр Ла Скала, Театр Карло Феличе, Венецианский бьеннале, фестиваль Settembre Musica и многие другие. Каждый год ансамбль проводит фестиваль современной музыки в Милане и постоянно записывается на радио и CD. Ташкентцы проявили живой интерес к игре музыкантов ансамбля "Sentieri selvaggi", отмечая ее щедрыми аплодисментами, цветами и теплой благодарностью.