Дневник слушателя

X Международного фестиваля современной музыки "Ильхом-ХХ"

 

21 апреля: Мастер-класс Струнного трио Кандинского (Германия) в Камерном зале ГКУ

Встреча началась с вопроса каждому из участников ансамбля: "У кого Вы учились, где и с кем работали?"

Катрин Рабус (скрипка), в первую очередь, считает себя преподавателем музыки, также она - концертмейстер симфонического оркестра радио Ганновера и, кроме того, играла в Мюнхенском оркестре, участвовала в разных фестивалях. Своими учителями Катрин назвала Анну Муттер, Гидона Кремера и Петра Бондаренко, совместная работа с которыми , по ее мнению, дала ей очень много. Названные имена вызвали аплодисменты у слушателей.

Хартмут Род (альт) работает профессором в Берлинском университете искусств, кроме того, он - приглашенный профессор Королевского музыкального колледжа в Лондоне. Музыкант регулярно участвует в различных фестивалях. Говоря о музыкантах, с которыми приходилось работать, упомянул об интересном сотрудничестве с российским альтистом Юрием Башметом.

Учителем Йенса Петера Майнца (виолончель) был Дэвид Герингас, который, в свою очередь, учился у Мстислава Растроповича. Майнц работает с 1995 г. концертмейстером Немецкого симфонического оркестра Берлина, а год назад начал преподавать также и в Берлинском университете искусств.

На вопрос "Какая у ансамбля связь с Кандинским?" музыканты ответили так: "А.Шёнберг, который был не только музыкантом, но и неплохо рисовал, был знаком и находился под влиянием живописи Кандинского и создал по мотивам творчества известного живописца музыкальное произведение, которое, в свою очередь, стало дебютным для нашего ансамбля".

Затем музыканты немного рассказали об особенностях своих инструментов и оказалось, что виолончель Майнца - старинная, если я не ошибаюсь, 1732 года.

Затем начался разбор игры молодых музыкантов. Одна из них, Лена, на виолончели сыграла "Бурэ" Баха, а Йенс Майнц так прокомментировал ее игру: "Баха нужно играть возвышенно и разнообразно, а у тебя смычок во время исполнения работал на небольшом пространстве, почти на одном месте, поэтому звучание было однообразным. Дай больше свободы смычку, причем суставы и фаланги пальцев должны быть более гибкими и действовать без напряжения. Звук как бы открывается и закрывается. Нажимай на аккорды, спускаясь к ним. И не следует придавать звучанию слишком много вибрации. Важно при игре на смычковых инструментах больше контролировать конец смычка, не сосредотачиваясь на пальцах. И еще - смотри веселей, так как произведение, которое исполняешь - веселое. Вообще, игра должна быть разнообразной: к примеру, если начал тихо, затем лучше усилить звук при повторении, или наоборот. Это традиция, но традициям нужно следовать с пониманием, не подчиняясь им слепо".

Ника, молодая скрипачка, на мой непрофессиональный взгляд, очень хорошо исполнила "Листок из альбома", - автора она не назвала. Катрин Рабус тоже похвалила ее игру в целом, но обратила внимание на то, что "композиция как бы рассыпается на отдельные фразы при исполнении, в результате не видно, где пик мелодии, на который бы можно было опереться, не видно ясной истории звука. Одинаковой динамики при исполнении не должно быть, музыкальный тон не развивается, а как бы стоит. Дополнительные оттенки фразы - необходимы, но и не стоит слишком долго тянуть яркую ноту, чтобы не потерять ее эмоциональную окраску. Мягче, с гибкими пальцами вести смычок, но обязательно сочетать это с живостью исполнения. Работать больше над кистью и локтем той руки, в которой держишь смычок", - советует Катрин и в ответ на игру девушки, продолжает: "Вот, вот, - раз у тебя сейчас получилось, то ты должна этим чаще пользоваться. Кроме того, старайся обязательно представлять музыкальные фразы прежде, чем их играть."

На вопрос "Что важнее: понимание музыки или техника?", - Хартмут Род ответил поговоркой: "Хорошая техника - это музыкальная свобода" .

Далее последовали вопросы "Есть ли предпочтения в репертуаре ансамбля?" - "Нет, - и современная музыка, и классика имеют равные достоинства. Если эмоционально важно использовать то, что можно назвать "чепухой" (музыкант вставил между струнами альта телефонную карту и воспроизвел необычные звуки), то мы тоже ею пользуемся - для яркости."

"Что для ансамбля предпочтительнее: оригиналы или новые редакции известных произведений?" - "Сейчас доступно множество редакций и каждый может выбрать себе любую по вкусу, но при этом важно знать первоисточник и по возможности видеть причины его переделок. Например, Бах очень четко означает штрихами артикуляцию и работать с его произведениями удобно, у других композиторов первоисточник - без таких пометок и они предоставляют другим как бы "дорасти" до собственного штрихования их сочинений, предлагая исполнителям самим почувствовать и вообразить то, что хотел сказать автор. Неподготовленным бывает скучно работать с такими текстами."

 

М.Стальбовская