МЕТОД ТЫКА АЛЕКСЕЯ ПОЛЯКОВА

(online-интервью и история группы от А.П.)

Поэт, писатель, актер, музыкант, идейный вдохновитель группы, да и просто отличный парень – и все это про одного человека.
Сегодня мы беседуем с основателем и лидером группы "Метод Тыка"- Алексеем Поляковым.

Михаил Травин: Ни для кого не секрет, что ты и твое творчество интернациональны. Вы уже давно, так сказать, вышли за границы республики. Но ты совсем не балуешь своих поклонников интервью: в газетах их нет, в Нете лишь одно (интервью Светы Бахтиозиной, февраль 2009 г., дополненное вопросами от друзей). В чем же дело? Ты не любишь о себе говорить?

Алексей Поляков: Хммм... Кстати, недели 2 назад одно интервью опубликовали в какой-то газете. Ксения Воробьева у нас брала еще до дебютного нашего концерта. Вообще они, просмотрев написанное, согласились опубликовать, но с условием, что название группы будет другое... Оно им показалось "неприличным", от чего я психанул, и попросил их послать на кое-какие буквы. Вот уж названию изменить я никогда не решусь, только если участники группы не затребуют такого. Ксения сказала, что они поменяли кое-какие факты. Например, что она познакомилась с нами на фестивале. К тому времени мы еще нигде ни разу не выступили. В общем, не знаю, что там... Но я расстроен, что они его опубликовали, да еще и статья под странным названием... Даже не помню))). Потом как-нить расскажу))). Да, кстати, название группы они все-таки поменяли на "Метод Т.К.".

А вообще – говорить люблю... Когда есть о чем... Когда это имеет какой-то вес...

М.Т.: Почему было принято решение взять именно такое "неприличное" название?

А.П.: Был долгий спор между мной и Владом, т.к. мы тогда были основой группы. Множество предложений. Потом взяли словарь, кажется, и решили выбрать название "методом тыка". Тут же пришла идея назвать так группу. Все "неприличные" ассоциации и ухмылки начали всплывать в Интернете. Хотя изначально я в этом ничего такого не видел. Сейчас мы находим в названии свою философию, которая разрабатывается))).

М.Т.: На сегодняшний день тобой одним за 8 лет записано более 20 альбомов. Группа МТ существует уже около 1.5 года, но, тем не менее, новый альбом еще не записан. Группа периодически радует поклонников одиночными записями песен. Расскажи, как скоро порадуете долгожданным альбомом группы?

А.П.: Этот вопрос как раз обсуждается группой полным ходом. Вернее мной и Женей, т.к. в записи в основном участвуем только мы. На данный момент у нас материала на 2 альбома, и даже продумана кое-какая концепция. Но вплотную к этому мы еще не подходили, потому как хотим добиться лучшего результата. Т.е. чтобы договориться со студией о распространении альбома не в Нете, а через магазины.

Те более 20-ти "альбомов" на данный момент я никак не отношу к нынешнему творчеству группы. И добрую часть этого материала я удалил из Интернета. Сейчас для меня это просто большой архив материала, который можно дорабатывать. Песни "Из-за тебя", "День, прожитый зря" очень отдаленно напоминают записанные ранее варианты. То же самое будет происходить с каждой взятой из архива песней. По задумке первый официальный альбом будет готов летом, или осенью.

М.Т.: Как ты относишься к тому, что многие песни, даже из "чернового" для тебя материала, стали поистине народными, в которых многие находят созвучные со своими судьбами мотивы? (я и фрау не исключение)

Я их ни у кого не отбираю))). Слушайте на здоровье! Только рад. Я их писал не со скуки, там тоже истории, переживания, часть какого-то периода жизни... Просто они сейчас меня менее волнуют, может быть. Но некоторые песни, такие как "Из-за тебя" (я не выкладывал новый вариант) зажили новой жизнью, и на выступлениях просто потрясают.

М.Т.: Леш, а как ты пишешь музыку и стихи? Вдохновение приходит внезапно или ты можешь дать себе установку "сегодня пишем песню", садишься и пишешь? Как выглядит процесс создания твоего творчества? Как долго может длиться создание одной композиции?

А.П.: Часто мне задают этот вопрос))). Могу сказать, что вдохновение приходит внезапно. Вот, например: текст к "Красивому наброску" я написал в автобусе по дороге на репетицию, потому что песня зависла и требовала текста. Бывают полугодовые "молчания", а бывает, что за неделю сразу 4 песни (как получилось с "Ненормативой" - в первом варианте "альбома" 14 песен, которые я сочинил за 3 недели. Притом тремя из них я восхищаюсь до сих пор). Как долго может длиться написание одной композиции? "Падали медленно звезды на небо" – разница написания музыки и текста – 2 года. Та же история с песней "На твоем небе". Обычно музыка приходит первой.

М.Т.: То есть музыка для тебя первостепенна?

А.П.: Да... Текст у меня идет как дополнение к музыке. У меня много неоконченных хороших песен, к которым я не могу написать подходящий текст.

М.Т.: Готов ли ты к исполнению чужих текстов?

А.П.: Сложный вопрос. Я ревниво отношусь к помощи извне))). И из уважения часто соглашаюсь что-то принять, даже если оно мне напрочь не подходит. Сложный вопрос. Обычно я сразу отказываю.

М.Т.: Существует ли какой-либо внутренний цензор при создании и публикации как литературных, так и музыкальных произведений?

А.П.: Конечно. Как без этого? Притом он самый строгий и неумолимый. И чем старше он становится, тем сложнее что-либо делать. Внутренний как раз таки 75% "черновых песен" не принимает вообще. Хотя что-то внутри к ним тянется, иногда переслушивая. Литературный цензор вообще тяготеет к полному уничтожению ранних сочинений. Потому я раннее нигде не выкладываю. И мне кажется, он правильно делает. Он дает толчок для роста.

М.Т.: Есть ли такой человек, который первый видит твое произведение, и от реакции которого может зависеть – будет ли оно опубликовано или же "затерто"?

А.П.: Ну, домашним я мало что доверяю, потому, как... не знаю даже... Мне как-то не особо хочется делиться происходящим с ними, потому как они знают меня, как вечно сидящего за компом сына))). Наверно, это Женя. Мы с ним делаем записи и аранжировки вместе, он первый это слышит, он первый кидает себе в плеер и живет с этой песней неделю... Потом меняемся впечатлениями... Если надо – переделываем. Он мне очень помогает. Я могу осуществить самые сумасшедшие идеи, потому как всегда могу спросить – адекватно ли это все звучит, и он дает мне свой совет. Да и его идеи композиторские иногда заставляют меня сидеть остекленело))). В общем, сейчас у нас творческий союз. И у меня есть ощущение, что остальные со временем подключатся, и мы будем цельной группой.

М.Т.: Женя твой новый гуру?

А.П.: Нет. Просто друг и помощник. На данный момент гуру у меня нет. Есть просто люди, которых очень люблю и уважаю.

М.Т.: Большую часть твоих поклонниц интересует, есть ли у тебя любимый человек?

А.П.: Серьезно волнует? Мне кажется, эту сторону стоит опускать, чтобы не заставлять ревновать или расстраиваться эту половину. Я должен принадлежать всем наверно))) .

М.Т.: Все твое музыкальное творчество условно делится на несколько периодов. Это: "мифическая группа ВВП" (Вперед В Прошлое), затем были периоды под названиями "Алексей Поляков" и "группа Вперед", и наконец нынешний период – "МТ".
Можешь рассказать немного о каждом из периодов: значимость, особенность, трудности и результаты?

А.П.: Давай.

"ВВП".
Невнятный период, от которого не осталось и внятных следов. Студенческое время, баловство на гитаре. Просто, когда я ни о чем глобальном не думал, сочинял что-то, особо не задумываясь о значимости. Я даже их нигде не исполнял. У меня есть тетради с незаписанными 50-ю песнями. Я их далеко запрятал. До "нашего" времени дошли только "Вечер обещает грозу" и "Сиреневые ветви", которые на данный момент вошли в список "черновых". Есть кое-что на кассетах, но мне это самому неинтересно переслушивать.

"Вперед" - оно же позже частями переименовалось в "Алексей Поляков".
Период приобщения к записи на компе. Прорыв. Куча музыки и песен. Вообще о нем можно говорить много, потому как там еще куча проектов – из них:
БРЕДИШИ - Двойное мнение (2003-2006) – реп-стеб-проект с Сашей Новиковым
Капытько (2004-2006) – денс-стеб-проект с Надей Лапытько
Михаил Сергеич – реп-проект
Это некоторые из них – самые яркие, так сказать.
Естественно, самый глобальный проект "Вперед", особенно период работы с Аней Могильниковой. Приятный момент творения первых "качественных" песен. Некоторые песни того периода перекочевали в "Метод Тыка".

"Метод Тыка" - это самый интересный и продуманный проект, после которого все предыдущие потеряли актуальность. О нем мы говорили выше, и о нем я могу говорить бесконечно.
Собственно, без вместе взятых старых проектов не сформировался бы "Метод тыка". Это были маленькие шаги к чему-то большому.

М.Т.: Несмотря на опасения, группа МТ все же начала активно выступать на концертах, перестав быть мифической. Но не отразится ли это на проведении твоих "квартирников"?

А.П.: Висящий в воздухе вопрос. Все упирается в место проведения. Иногда хочется спеть под акустику песни, как бы ближе к народу. Есть хорошие песни, которые мы не играем группой, по причине неформата. Кстати, мы не опасались)). Мы давно этого ждали!

М.Т.: Неформат? Что ты имеешь ввиду?

А.П.: Ну, у нас сформировался свой саунд. Мы, например не можем в "День, прожитый зря", "О междугородней" вставить вдруг "Что за ****ный в рот", или "Вечер обещает грозу". Это совсем из другой оперы.

М.Т.: То есть "черновой" материал условно ещё делится на "для МТ" и "для Ал. Полякова"?

А.П.: Да. Некоторое даже для А.П. не особо подходят))).

М.Т.: А есть ли такие вещи, так сказать, лишь для себя, не для публики?

А.П.: "Перекрестки". Очень ее люблю. "Не плачь, я с тобой", "Хвост 6 (Зачем)".

М.Т.: На трагическое событие сентября 2007 года (смерть М. Вайля) тобой была написана сильная и полная отчаяния песня "Это еще один повод не любить родимый город...". В трэк-листе вышедшего в ноябре 2008 года нового альбома значится песня "Я хочу жить (в хорошей)" (лишенная какой-либо агрессии в чистом виде), которую также можно отнести к категории "злободневное".
Оглядываясь на совсем еще недавние события в г. Ташкенте (снос памятников, выкорчевывание сквера, демонтаж военной техники из парка ТуркВО, рубка деревьев и пр.), возникло ли желание записать что-либо, отражающее трагизм этих событий?

А.П.: Нет. Я не люблю злободневные песни. "Еще один повод..." – да. Меня тогда это тронуло сильно. Сейчас меня больше интересуют душевные проблемы, которые терзают сильнее и останутся актуальными не только для моего поколения.

М.Т.: МТ сегодня занимается обработками твоих старых песен, как мы определили выше - "чернового материала". Чем это обусловлено? Тебя не устраивает качество аранжировок старых песен или же изменились сами взгляды на то, как они должны звучать?

А.П.: И первое и второе. Группа нащупала свое звучание, и надо это держать. Не знаю, как остальным, но мне кажется, что новые варианты старых песен звучат намного лучше и богаче. Практически все "черновое" не устраивает меня по звуку и аранжировке, и совсем неприменимо к нашему сегодняшнему звучанию.

М.Т.: В интервью Свете Бахтиозиной на вопрос о целях в жизни ты ответил, что основные цели на тот момент - это начать выступления с группой, стать писателем и подъем уровня по этим двум пунктам. Если два первых пункта выполнены на сегодня, то по третьему идет большая работа. О чем мечтаешь сегодня, к чему стремишься?

А.П.: Знаешь, 24 марта я отвечал на такой вопрос перед концертом. Тогда я ответил, что мне нужна духовная близость с участниками группы. Я думаю, что мы подбираемся к этому уже сейчас. По крайней мере, с двумя из них. Я удивлен стремлению и важности группы в жизни этих ребят. Они "заболели" этим, так же как я. Я счастлив. Я не могу и дня без этих ребят и уже после репетиции начинаю жутко скучать. Потому что они не просто члены группы. Они друзья. На данный момент я хочу немного счастья лично для себя. Совсем немножечко. Я получаю его порциями... нынешняя мечта пока четко не сформирована.

М.Т.: Возвращаясь к предыдущему вопросу: можешь определить, в каком музыкальном стиле играет группа?

А.П.: Сложный вопрос. Сейчас мы увлеклись альтернативой и Brit-pop, потому как столкнулись с этим стилем, когда нас пригласили играть на Indie-brit-pop-party. Перед дебютным концертом, когда нам приписали "русский рок", я забунтовал, но так и не мог сказать, что у нас за стиль... Написали "loop-rock". Что это такое, узнаем еще.

М.Т.: Скажи, а для чего вообще это всё? Твои песни, музыка… Ты что-то хочешь донести до публики, или же показать себя, самоутвердиться в какой-то степени?

А.П.: И то, и другое. Будучи неуверенным в себе в детстве, напрочь забитым и все такое прочее... хотелось что-то себе доказать, но началось все просто с увлечения... На данном этапе это уже не для себя, а для слушателей... кусочек себя, донести что-то... Я иногда задумываюсь, для чего это все и для кого, - и часто не могу найти ответ))). Для чего-то, значит, нужно, и кому-то... пока что точного ответа не получено.

А.П.: Вот когда конкретно – что-то кому-то посвящаю – не срабатывает... не находят люди то, что я туда для них вкладываю.

М.Т.: Хорошо. И завершая интервью – экспресс вопросы. Продолжи, пожалуйста, фразу:
Я не люблю…

А.П.: Даже не знаю... большой список... Могу вместо этого сказать, что "Я не люблю..." это мой самый короткий стих. Написан в 2004-м. Сегодня я могу сказать, что ЛЮБЛЮ. Теперь знаю, что действительно люблю!

М.Т.: Скажи-ка! Ведь следующим вопросом у меня записано именно "Я люблю…"

А.П.: Будем считать, что я ответил на 2 эти вопроса разом.

А.П.: Для меня это очень важно.

М.Т.: Если отдых в городе, то…

А.П.: ...бурная пьянка.

М.Т.: Если книга, то…

А.П.: ...со смыслом, который нужен тебе сейчас.

М.Т.: Если напиток, то…

А.П.: ...греющий.

М.Т.: А если блюдо, то…

А.П.: ...собственного приготовления.

М.Т.: Если песня, то…

А.П.: )))

...аналогично с книгой.

М.Т.: Если стиль одежды, то...

А.П.: ...неординарный.

М.Т.: Если не ты, то...

А.П.: ...кто-то лучше меня

М.Т.: Спасибо тебе!

А.П.: Тебе спасибо)))))))))))))))))))

История группы "Метод Тыка"

Октябрь 2008 г.
Как-то в "аське" написал один товарищ Синдбад, что их группа уходит из д/к Х. Олимжана по таким-то причинам, и можно смело говорить с начальством о месте репетиций. Естественно, я сразу побежал туда, т.к. уже год искал такое место. Реп-базы были, но все на окраинах или за очень большую плату. А это место очень подходило, и аппаратура была, хоть какая-то. Тем более место я знал: репетировал недельку в группе того же Синдбада. Там же познакомился с Павлом Тимофеевичем (учитель по муз. грамотности, помощь в аранжировках, тех. помощь), с которым мы впоследствии стали работать вместе.

7 ноября 2008 г.
Первая репетиция группой.

Состав:

Алексей Поляков (вокал, ритм, автор). О себе говорить не буду, потому как много уже сказано.

Влад Ковалевский (соло-гитара). Человек, с которым я дружил и играл на тот момент года 2 в акустическом режиме. Как-то получилось, что сдружились, ему понравился материал, и вообще все пошло хорошо.

Алексей Краснолобов (кажется такая у него фамилия – играл на басу). Влад сказал, что в группе должны быть только друзья, потому посоветовал его. Я был немного удивлен такому предложению, потому как Леша никогда не держал в руках бас, но согласился попробовать.

Некто Юрий (фамилию не помню, хотя такая же была у моего прадедушки – играл на барабаны). Познакомились в том же чате, в коем я познакомился с Владом. Кстати, его мы взяли не прослушивая, т.к. у него были барабаны.

В тот момент мы не особо представляли, что будем делать. Я тогда горел стилем indie, brit-pop, но остальные участники не поддержали, или просто не поняли, что я хочу играть. Да и я сам на тот момент не знал всех тонкостей стилей и вообще – как играть группой.
Пару недель мы просто играли что попало. В основном свои песни ("Где ты, Женя", "День, прожитый зря"), но все это было копией моих "альбомных" аранжировок, без каких либо изменений. Никто не справлялся со своими партиями как надо, а я ничего не требовал, потому как знал, что они все новички, как и я.
"Плавающие" барабаны резали слух, и когда Юра пропал на неделю в театре (репетировал), мы решили его срочно заменить.

Никита Голиченко (ударник). Слышал краем уха, что в той же группе Синдбада недельку играл некий Никита. Стучал очень громко, но всем понравилось. Решил пригласить/посмотреть. Он пришел, постучал. Нам понравилось. Но, как мне показалось на тот момент, мы его не впечатлили. Он молчал и странно на нас поглядывал (как я понял потом, он по натуре такой). Я думал, мы больше его не увидим, но на следующий раз он пришел, и после этого не пропускал ни одной репетиции.

Юра, увидев такое, сразу потребовал свои барабаны назад, и не согласился оставить их даже на недельку. Мы остались с барабанщиком без барабанов. Проведя неделю в Интернете в поисках установки, я нашел кое-что дряхлое, но звучащее. Репетиции возобновились. Как только у нас появился более-менее сносный ритм, начались проблемы с басистом. Проведя глобальную беседу с Павлом Тимофеевичем, было решено пересадить Влада на бас. Леша ушел, мы стали играть втроем. Тут дело сдвинулось с мертвой точки. Сразу стало ясно слышно, что бас – это инструмент Влада. Он тут же сменил "Урал" на более приличную гитару и мы продолжили репетиции.

Январь 2009 г.
Не помню, когда именно это было, но на одну из репетиций к нам зашел П.Т. (обычно он сидел в своем кабинете) и стал слушать. Когда мы кончили играть "Твои ресницы", он вдруг сказал, что в этом что-то есть (он даже пританцовывал). Уже на следующую репетицию он привел гитариста Женю и предложил поиграть всем вместе. Меня это предложение удивило, но я согласился.

Евгений Ильин (лидер-гитара). На тот момент я вообще не понимал, как он будет с нами играть и что, потому как примерно знал его муз. пристрастия. Позже он стал "своим в доску", даже более того. В первое время Женя играл какие-то гитарные партии, где-то ритмовал, иногда просто сидел и смотрел на нас, странно улыбаясь. Раскроется Женя, как важная часть "Метода Тыка", чуть позже.

Собственно, где-то в этот период сформировался тот самый состав группы, о котором идет речь.

Весна-лето 2009 г.
Потихоньку шли репетиции, росла сыгранность, увеличивалось количество песен. П.Т. учил нас муз. грамоте, помогал с аранжировками и многое пояснял. У нас стали появляться песни, которые звучали интереснее, чем в записи. Некоторые старые песни мы сильно переделали, и они "зазвучали". Стали подумывать о выступлении, но понятия не имели, куда обращаться.

Октябрь 2009 г.
Кастинг в "Ильхоме". Первая проба выступить вместе на чужой площадке. Было страшно, но сыграно хорошо. Все собрались и сделали все как надо. В итоге в "Ильхом" мы не прошли, но нас заметили. В тот же день нам было обещано Д. Меньшиковым выступление на IOSIS’е.

Октябрь 2009 г. – апрель 2010 г.
Начались "домашние" записи новых песен, и переаранжировка старых. С песни "Прощай-прощай" началось прощупывание своего звука. Сказалось прослушивание некоторых альтернативных и брит-поп групп. Далее пошли записи других песен, опираясь на найденное звучание. Эти же "фишки" перекочевали на репетиционные варианты.
С момента кастинга группа почувствовала себя увереннее и поняла, что может всего добиться. Появилась сыгранность, чувство "семьи". На репетиции начало приходить много народу. Иногда набивалось до 15-ти человек в комнатушку. Пили пиво, танцевали... Но вскоре начальство д/к забеспокоилось, и нам запретили кого-либо туда приглашать. Воскресные вечеринки закончились.
28 февраля состоялось дебютное выступление группы "Метод Тыка" на "Meet the spring IOSIS Fest 2010". Полчаса пролетели мгновенно. Как рассказывали позже, мы оставили хорошее впечатление. Машина тронулась с места.
Уже на следующий день мы получили приглашение от Илоны Л. выступить на "Indie-Brit-pop party vol. 2". Нужно было играть съём, и, как оказалось, программа должна была состоять именно из тех групп, которые я слушал. Через несколько дней пришла новость, что мы будем выступать одни. Начались репетиции, в ходе которых оказалось, что этот стиль пришелся по вкусу остальным участникам группы.
24 марта состоялось выступление в клубе Cotton. Прошло оно на "ура", об этом свидетельствует запечатленное видео с концерта.
30 апреля – выступление на Ilkhom – Afterparty, после групп Фомальгаут и Lion’s Heart. Час каверов и своих качевых вещиц. Трезвое, но веселое выступление, с выходом на бис.

Май 2010 г.

На данный момент группа пишет и записывает новые песни, готовится к "Indie-Brit-pop party vol. 3". Была снята часть материала для клипа на песню "Убить за нежность", съемки продолжатся в ближайшем будущем. Также группа готовится к записи своего первого официального альбома…

Слева направо: Владислав Ковалевский (бас-гитара), Никита Голиченко (барабаны),
Евгений Ильин (гитара), Алексей Поляков (вокал, гитара)

 

Подготовили: Галина и Михаил Травины
Май 2010. Саратов-Ташкент
Фотографии Варвары Соболевой