Анна Иванова: Люблю просто класть краски на холст

Часть 1. Интервью

В беседе с художницей Анной Ивановой участвовали журналист Мария Стальбовская и художник Дмитрий Ахунбабаев:

М.С.: Вашу живопись иногда связывают с творчеством Пиросмани, Матисса, Гогена - "примитив", "наив" и прочее. Как-то я даже начала судорожно считать пальцы на ногах у одной из изображенных Вами женщин, показалось, что пальцев - шесть.

А.И.: (смеется) Нет-нет, такие вещи я контролирую.

М.С.: Эти художники на самом деле повлияли на Ваше творчество?

А.И.: Матисс - один из любимых художников. Наверное, это как-то отражается.

М.С.: А что в Матиссе Вам нравится?

А.И.: Цвет, конечно.

М.С.: Художнику важнее всего цвет? И сколько там пальцев - уже неважно, в конце концов?

А.И.: В принципе, неважно. А отношение между цветовыми пятнами, цветонапряжение и цветовая гармония - вот это должно быть.

М.С.: Линия - ее направление, плавность или угловатость?

А.И.: Важно, но не первостепенно.

М.С.: А композиция?

А.И.: Она должна быть выстроена обязательно.

 

М.С.: Можно ли так прочитать композицию первой картины: здесь акцент на женщине, а малышка, находясь на втором плане, защищена мамой, как бы часть мамы?

А.И.: Скорее они - рядом и обе своим делом заняты.

М.С.: Свобода двух?

А.И.: Свобода. Каждый сам по себе, но рядом.

М.С.: А цвет? Этот яркий красный - у нее, у ребенка - помягче, это что-то значит?

А.И.: Отдельно нет. Цвет всей картины решается целиком .

М.С.: Замечено, что Ваши работы, например, "Армянские музыканты"," Длинноволосые девушки " напоминают фотографии из старинных коллекций. Это делается сознательно?

А.И.: Да, я иногда беру за основу фотографии того времени. Тогда ведь это было исключительное событие. Для того, чтобы сфотографироваться, собирались редко. Мне нравится и их атмосфера, и то, как, пусть и постановочно, но по-особому построена композиция этих фотографий. В основном, композицию, атмосферу я и беру в фотографиях того времени ...

М.С.: Не детали?

А.И.: Нет, детали мне чаще всего не нужны.

 

Армянские музыканты

 

Длинноволосые девушки

М.С.: В самом деле, эти музыканты настолько "не сегодняшние". И ведь Искусство творят... А Вы как бы со-творец этой фотографии, которую один снимал, другие ему позировали, а Вы все это оживили в красках. Смотришь на них и возникает то же чувство, что и при просмотре сегодня вековой давности цветных фотографий Прокудина-Горского... И еще. Многие лица на Ваших картинах более или менее одинаково решены. Вот как в работе "Длинноволосые девушки": огромные глаза, маленькие рты, круглые подбородки. Для Вас не отличия и не детали важны, а атмосфера, само выражение этого лица?

А.И.: Ну, в общем, да. Не хотелось бы "делать соцреализм". Это уже дело пройденное.

М.С.: И такой похожестью они тоже - вместе?

А.И.: Да, эта работа тоже начиналась с фотографии, это были сестры, семь длинноволосых сестер. Но дело не в том, сестры они или нет.

М.С.: А в чем, опять в цвете?

А.И.: Да, в цвете, в цветовом ритме. В том, как фигуры заполняют пространство. В беседе холодного с теплым, в общем.

М.С.: И главных фигур здесь нет?

А.И.: Да они все главные и равнозначные. Мне это не интересно, опять же, как в соцреализме - первый-второй-третий план.

 

 

М.С.: А на этой картине тоже "беседа холодного с теплым"?

А.И.: Да. Мне очень нравятся наши узбекские торговки, они сидят в каких-то совершенно немыслимых халатах...

М.С.: И в позах...

А.И.: И в позах, да. И всё это каким-то образом удивительно сочетается друг с другом.

Торговки

 

 

М.С.: И в этой картине, где мужчина и женщина, тоже главное - сочетание цветов?

А.И.: В первую очередь тогда меня интересовала обработка поверхности. Эту раннюю работу я стремилась сделать фактурной.

М.С.: А рассечение головы мужчины на светлую и смещенную теневую стороны - мне показалось?

А.И.: Да нет, это шляпа. Такой был эксперимент с фактурой. Может быть, мне просто мастерства не хватило. И в изображении вазы с цветами передо мной тоже стояла фактурная задача.

М.С.: То есть, как сделать выпуклым этот цветок?

А.И.: Не совсем. Вот как будут смотреться, например, на проглядывающем фиолетовом фоне тёплые тона, такой желтоватый, светло-зеленый, а здесь, на этом фоне - серебрянка.

 

М.С: Вы работаете только здесь, в общей с Димой мастерской, не дома?

А. И: Дома работать невозможно по техническим причинам.

М.С.: Давно вы женаты?

А.И.: Уже 10 лет.

М.С.: И познакомились, когда в институте одновременно учились?

А.И.: Нет, еще до этого мы с Димой вместе в одну и ту же детскую изостудию ходили, во Дворец текстильщиков, к Якову Львовичу Фрумгарцу. А уже потом рисовали модели у Яниса Панайотовича Салпинкиди в студии рисования при Дворце авиастроителей.

Дмитрий Ахунбабаев: Мы оба принадлежим школе Яниса Салпинкиди. Он живописец от Бога.

М.С.: И вы, оба будучи его учениками, в своем творчестве как бы следуете за ним?

Д.А.: Даже не за ним. Нам просто нравятся те из мировых художников, кто по духу близки Янису.

А.И.: Мы и сейчас общаемся с ним, не каждый день, но часто. С ним очень интересно. Янис работы смотрит, дает оценки. Большей частью я с этими оценками соглашаюсь.

М.С.: И в продолжение вопроса об учителях- как много людей, чьи оценки для Вас, Аня, важны?

А.И.: Очень мало кто дает профессиональные советы. Обычно отговариваются: "Молодец" или "Все нормально". Ценю мнение Гайрата Бойматова, всегда что-то полезное говорит. Вообще точка зрения профессионала очень важна для художника.

М.С.: Дима, Вы как художник что можете сказать - хорошего или плохого - об Аниных работах?

Д. Ахунбабаев: (посмотрев с улыбкой сверху вниз на картины) Что плохого? Плохо то, что она каждый раз, когда недовольна своей работой, сдирает холст с подрамника, сворачивает и забрасывает подальше. Видите рулоны над ее головой, сколько их на верхней полке. И там это всё портится. Зачем работать - чтобы потом свою работу угробить?

А.И.: Мои работы, что хочу, то делаю. Я потом перепишу сверху.

М.С.: Ну, может быть, Аня - очень требовательный к себе художник...

Д.А.: Она вот нарисовала красивую вещь, потом, ни с того ни с сего, забраковала. И ее не остановишь - ведь это ее работа. Остается только развернуться и не смотреть в эту сторону, когда сдирают хороший холст. И вот я сидел работал, а она целый день у меня за спиной: крык-крык! А была красивая работа, мне нравилась.

А.И.: Как только я начинаю сдирать, картина сразу становится хорошей.

Д.А.: Если я ей говорю, что мне нравится, она начинает сдирать... Она начинает делать работу, забывая, что потом тут рама должна быть. Вы видите, это вечная история - полностью использует все пространство. Мне не нравится, что она не думает вообще о таких вещах..

М.С.: Она - парит. Творит, как ей нравится.

Д.А.: А сама потом будет мучиться, что рамочки не подходят. Если все не учтешь сразу, потом будет в десять раз сложней. Вот Аня часто говорит, что у нее в живописи что-то само получилось или не получилось. Многие вещи она делает интуитивно. И другие ей тоже иногда говорят: "Всё, остановись". Но как можно остановиться, если она что-то для себя уже решила?!...

М.С.: А что там, в тех содранных холстах?

А.И.: Они уже не интересны для меня.

Д.А.: Вот там она, наконец, остановилась...

М.С.: Аня, а эту работу не сдерете ?

А.И.: Пока нет...

М.С.: Дима, а по существу ее картины - композиция, наложение красок, ритм - нравятся?

Д.А.: Нет, в саму работу я не вмешиваюсь - это у ней не отнять. И про это нет разговора. Всё, что касается масляных красок - её стихия. Анюта от природы живописец. Это видно хотя бы по ее манере обращаться с красками. Таких немного. И еще она великолепный рисовальщик. Не сравнить, как она рисует и как я. То, что ей легко дается, мне вообще не дается. Если бы я так же умел!

 

М.С.: Я знаю, что у вас растет дочь, сколько ей лет?

А.И.: Ей девять.

М.С.: Ваша дочка не рисует?

А.И.: Рисует.

М.С.: И вы поддерживаете Сашу в этом?

А.И.: Конечно. Но мы ее не обучаем, пока. Пусть сначала захочет. Мы, например, в студию сами начали ходить.

М.С.: Аня, почему Вы вообще всем этим занимаетесь?

А.И.: Кайф ловлю.

М.С.: От самого процесса?

А.И.: Да. Люблю просто класть краски на холст.

М.С.: И вести свое художественное хозяйство так, как хочется ? А есть ли в Ваших работах то, против чего Вы протестуете ?

А.И.: Зачем же себя насиловать?!

М.С.: Значит, на Ваших картинах только то, что Вам обычно нравится?

А.И.: Да. Для меня главное - гармония в жизни.

М.С.: И когда Вам ее не хватает в жизни, Вы ее создаете в своей живописи?

А.И.: Наверное. Сопротивление - не мой путь.

М.С.: И такое предпочтение миру прекрасной половины человечества в Ваших картинах потому, что здесь больше необходимой Вам гармонии?

А.И.: Просто это моя тема. Женщины в изображении более интересны - и эмоционально, и поэтически.

М.С.: Здорово, когда умеешь и видеть и создавать гармонию... Не художник многого не замечает. И, к сожалению, часто проходит мимо не только многих по-настоящему хороших картин, но и мимо красоты в жизни...

Д.А.: У кого что. Как сказал Жванецкий:" Я могу пройти мимо красивой картины, мимо красивой музыки, а мимо красивого слова - не пройду. "

 

Часть 2. Мнения

Александр Иванович Куприн, культуролог, преподаватель истории искусств из Ферганы:

 

 

"В работах Анны Ивановой бросается в глаза, прежде всего, энергия живописной экспрессивной пластики, которая с максимальной выразительностью стремится к единственно возможному предмету своего существования во внешне грубоватых формах примитива, как способа быстрого схватывания сути вещей в их крупном, радостном и значимом присутствии в мире.

Удачны работы декоративного звучания, но особенно замечательны картины, в которых присутствует некая жанровая провокационность, которая, однако, не утяжеляет восприятие до простоты обозначения бытового жанра, но с помощью предметного мира возводит реальность проявления таких тем высокого звучания, как "Детство", "Материнство" и др. все-таки как части всеобщей поэтизации обыденного.

Этому же началу служит в таких картинах, как "Армянские музыканты", живописная трансформация старинных фотографий в их координатах передачи ощущения добротного устройства бытия".

 

"Автопортрет"

   

Борис Чухович Кафедра эстетики и поэтики, Квебекский университет в Монреале, Канада:

С этим мнением можно было познакомиться на персональной выставке Ани, которая прошла в январе 2008 года в Галерее изобразительных искусств Национального банка Узбекистана:

"Живописец Анна Иванова - ироничный консерватор. Сочетание это редкое и дается немногим. Оксюморон заключается в том, что консерваторы - художники, как правило, серьезные, несущие достопочтенную традицию "с чувством безграничной гордости". Ироничный консерватор - это разновидность сомневающегося теолога, которому теология дает инструментарий, лексику и сюжеты, чтобы говорить о боге, в которого он не верит. Для него не важны ни богоугодные цели, ни их полное опровержение - удовольствие извлекается им из самой поэтики формулирования, из логики алогизмов, из называния невербального. Но речь ни в коем случае не идет о симуляции. В рамках теологической беседы о несуществующем боге могут открыться горизонты, скрытые от истых правоверных, равно как и для образцовых атеистов.

Традиция Анны Ивановой - это весьма странным образом сохранившаяся живопись, не поддающаяся влечению к модернистской и пост-модернистской смерти жанра. В сегодняшних условиях, когда формально позволено все, и стратегии большинства художников ее круга связаны с выдвижением на аванпосты актуального искусства, программный консерватизм Анны Ивановой оборачивается сопротивлением общему потоку. Тем более, что сама структура ее живописных образов, которые могли бы показаться наивом лишь неискушенному зрителю, ясно указывает на присутствие в сознании художника иных медиумов, и в частности, фотографии, осмысляемой и трансформируемой на фовистский манер, и даже поп-артовской шелкографии.

 

В этих ярких и лиричных полотнах сквозит некий анти-Уорхолл, в том смысле, что былой позыв поп-арта дезавуировать живопись средствами цветных оттисков оборачивается художницей наизнанку - шелкографская печать возвращает долги холсту и маслу. Но в столь же непринужденной манере работы Анны Ивановой представляют собой также и анти-фовизм, потому что первой реакцией, которую они будят, является все же улыбка, а не цветовой ступор. Это немного напоминает сегодняшнюю повсеместную "синематизацию" и "телемедиатизацию" театра, тогда как начинались кинематограф и телевидение с попыток перенести на экран театральное действие.

 

Т.е., в достаточно узком пространстве, ограниченном историческими стилями, художнице удалось задержаться для осознанного собственного поиска, и, собственно, именно длительность задержки и обозначает серьезность ее намерений. В противоположность переменчивым вояжерам, европейцам в Азии и азиатам в Европе, она не покидает границы обжитого пятачка, напоминая этим добротных художников американской школы, не готовых остановить исследование того или иного живописного нюанса до того момента, пока они не исчерпают всех его возможностей. "

 

***

Иванова Анна Анатольевна родилась в Ташкенте в 1971 году. В 1993 г. закончила Ташкентский Государственный педагогический институт им. Низами (художественно-графический факультет)

 

Выставки:

 

1994 - Галерея на Корк-стрит, Лондон, Великобритания
1995 - молодёжная выставка, ЦВЗ, г.Ташкент,
1997 - персональная выставка, галерея"Мастер", Ташкент
2000 - выставка, "Восток-Запад", ЦВЗ, Ташкент
2001 - выставка, "Арт-салон" Москва, Россия
2001 - выставка, театр "Ильхом", Ташкент
2001 - Биеннале-2001, Ташкент
2002 - молодёжная выставка, ЦВЗ, Ташкент,
2002 - галерея"World Fine Art", Нью-Йорк, США
2003 - галерея "Art. Domain. com", Майорка, Испания
2003 - персональная выставка, Центр современного искусства, Ташкент
2004 - коллективная выставка "Quebec: le nouvel orientalisme", Centre d'experimentation et de diffusion en arts visuels et mediatiques, Монреаль, Канада
2004 - выставка"Художник и время", ЦВЗ , Ташкент
2005 - выставке "Арт-салон", Москва, Россия
2006 - персональная выставка в арт-кафе "Браво",Фергана
2007 - выставка, Греческий культурный центр, Ташкент
2007 - выставка художников Узбекистана в Сеуле, Южная Корея
2007 - Биеннале-2007, Ташкент
2008 - персональная выставка «Оазис», Галерея изобразительных искусств Национального банка Узбекистана.

Работы находятся в коллекции галереи Национального банка Узбекистана, в частных коллециях разных стран

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.; This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Фото П. Стальбовского

 

Альбом картин Анны Ивановой смотреть здесь.

Мария Стальбовская, 4 апреля 2008 г.