Праздник хризантем

 

В один из субботних дней, 18 ноября 2006 года, мы попали на Праздник хризантем в Галерею Национального банка. На улице - золотая осень. В галерее - тоже. Играет музыка, посетители прогуливаются между букетами хризантем, наблюдают за работой живописцев. Вот между парой художников на столике, до полу задрапированном ханатласом, красуется огромный осенний букет. Всё вместе - уже составляет колоритную картинку.

Стайка подростков стоит за спиной молодого художника. Он им что-то объясняет и они вслед за ним автоматически поворачивают головы - то к картине, то к букету. То и дело похохатывают - в восторге от того, что выходит "как в жизни"...

* * *

А вот, очевидно, работает какая-то детская студия. Девочка убирает кисточкой лишнюю краску с акварели, подсушивает струйку, чтобы не потекла. Мольберт, ватман, палитра, - все как полагается. Тут же неподалеку ребята старательно работают за столом. Я подхожу к их куратору узнать, кто эти юные дарования. Не успели мы начать разговор с Шерзодом Раджабовым, как к нему подошел какой-то малыш:

- Скажите, а когда мы из пластилина лепить будем?

Ш.Р.: Вот сегодня приедет мастер, Азамат Хатамов, он вас научит.

- А то мы сегодня пластилин купили. С ножиком даже.

Ш.Р.:  Ну, тогда все в порядке...

 

 

 

Задаю свой первый вопрос и я:

М.ССкажите, основу для этих картин не Вы для ребят рисовали?

Ш.Р.:   Тем, кому трудновато, я помогал, конечно. Пусть пока делают то, что у них получается. Но кое-кто и сам нарисовал, я только задачу поставил. Спросил: "Что сегодня мы рисуем?" -"Хризантемы, цветы". А то ведь некоторые дети хотят все сразу нарисовать. После того, как мы вместе определили тему, я им уже совсем немного подсказывал, как строить композицию и пр.

М.СДавно они здесь занимаются?

Ш.Р.:   С сентября.

М.СКак их набирали, откуда эти дети?

Ш.Р.:   Это, в основном, дети банковских служащих, ведь наша галерея имеет самое прямое отношение к Национальному банку. Среди мальчиков и девочек от 6 до 12 лет мы отбирали наиболее интересно рисующих.

М.СВы им объясняете правила или пусть рисуют, как хотят?

Ш.Р.:   Я стараюсь не ограничивать их фантазию. Ведь они пришли сюда, потому что хотят рисовать - пусть рисуют, что хотят. Только подправляю иногда. Вот например, чтобы лучше выделить цветы, предложил для них дать фон- или более светлый, или более темный. Они и выбрали, кто голубой, кто лиловый, кому как видится.

М.СРасскажите немного о себе

Ш.Р.:   Я сам художник, учился у Джавлона Умарбекова и Бабура Исмаилова. Сейчас преподаю в Институте художеств и дизайна имени Камолиддина Бекзода. И здесь, в этой студии тоже преподаю.

М.СА какую живопись Вы сами предпочитаете, каких художников Вы любите?

Ш.Р.:   Мне больше всего нравится живопись, декоративное искусство. Вот мы сейчас находимся рядом с картинами моего учителя - Джавлона Умарбекова. Творчество этого художника я люблю. У него богатый цвет. Он анатомию как-то декоративно разделяет, умеет всё в картине собрать, все линии увязать композиционно. Мне нравятся и его монументальные работы, например, "Я человек". Или же вот, посмотрите, здесь на картине "Навруз" можно увидеть своеобразную символику. Видите, в центре как бы спрятался большой треугольник?

М.СНе сразу, но теперь вижу - равнобедренный треугольник. И что он обозначает, по-вашему?

Ш.Р.:   Мне кажется это каким-то нашим талисманом: с одной стороны - Навруз, с другой - Независимость. Наши праздники, как талисман, нас оберегают. Традиции и новое здесь - в равновесии. Тут же музыка, дети играют, краски чистые... В работах последних лет у него, мне кажется, появилось еще больше света, свободы, яркости.

М.СТо есть, в этой картине ясно обозначена национальная идея?

Ш.Р.:   Да.

- И как Вам кажется, при этом работа выполнена в традиционной или современной манере?

Ш.Р.:   Я думаю, что эта картина - современная. Хотя и без использования новых техник.

М.СА к новым техникам как Вы относитесь, к актуальному искусству?

Ш.Р.:   Не могу сказать, что очень увлекаюсь. Хотя инсталляция мне интересна. Вот недавно Швейцарское бюро по сотрудничеству и развитию проводило очень интересную выставку "Констелляция", посвященную как раз актуальному искусству. А теперь начался их новый проект " Констелляция. Постскриптум" - как бы в продолжение той выставки. И я туда подал заявку со своей инсталляцией. Пройдет - не пройдет, посмотрим.

М.СА Вы были на той "Констелляции", в 2005 году?

Ш.Р.:   Да, конечно. Не как участник, а как посетитель. Выставка очень мне понравилась.

М.СЧем, если не секрет?

Ш.Р.:   Ну, такого у нас раньше не было. Хотя что-то похожее я видел и до этого, но в залах. А эта выставка проводилась на территории старого завода. И внешнее окружение "Констелляции" было как-то очень интересно связано по смыслу с ее экспонатами.

Это было по-новому. Особенно запомнилась работа Джамола Усманова и Файзуллы Ахмадалиева "Х-позиция". Её идея, на мой взгляд, в том, что в человеке одновременно всегда есть и темная, и белая стороны.

М.СНикакая из сторон не побеждает?

Ш.Р.:   Нет. Они постоянно конкурируют и человек этим жив. Он существует, развивается благодаря этой их борьбе.

В другом проекте, в "Рае", все чего-то ждут, к чему-то стремятся, куда-то идут. Хотел посмотреть, куда же, но понял, что ответа не будет. Что он у каждого свой - в его душе, в голове.

М.СВы имеете в виду очередь в этой композиции? А помните, там над загородкой - детишки играют на пляже, счастливые влюбленные, может, это - рай?

Ш.Р.:   Нет, это - видимость. Людям иногда кажется, что это - рай. По-моему, ошибочно. Еще там был небольшой фильм о том, как человек поднимается на минарет, а потом сам себя в экране компьютера видит.

М.СТам в "Рае" еще есть инсталляция "Адам. Ева и ...И другие". Между изображениями Адама и Евы - телевизор, в котором - другие, жующие жвачку и т.д. Как это Вам показалось?

Ш.Р.:   Вначале это меня не зацепило. Символика с Адамом и Евой, держащей яблоко, часто используется художниками. Потом задумался - ведь телеэкран здесь недаром, как дверь в современность... Все хотят своего рая, но плохо, что как-то легко ко всему хорошему привыкают в жизни. Не надо бы...

После разговора с Шерзодом я подошла к Елене Ли, которая как художник- живописец тоже была приглашена на этот вернисаж рисовать хризантемы прямо с натуры.

М.СА зачем?. Это что, соревнование?

Е.Л.: Нет. Обычная работа. Просто у нас есть один садовник замечательный. Уже не первую осень он предоставляет художникам эти цветы. Чтобы художники радовались сами и радовали людей.

М.СПотом вы результаты этой работы здесь и выставите?

Е.Л.:   Возможно, да, - в прошлом году это так и было.

М.СИ мне кажется, что всем вам идея такой работы с натуры нравится.

Е.Л.:   Очень. Это как-то объединяет. Все ведь в своих мастерских работают. А тут какое-то общее с друзьями состояние души, осень...

М.ССкажите, такая живопись - Ваше главное занятие? Или Вы еще какие-нибудь техники используете?

Е.Л.:   Нет, я предпочитаю классическую живопись, графику. Масло, кистью по холсту. И акрил.

М.СА за другими, кто экспериментирует, наблюдаете?

Е.Л.:   Да, мне интересно.

М.СА кто Вам из наших экспериментаторов интересен?

Е.Л.:   Лена Камбина мне нравится.

М.СЕё видеоарт?

Е.Л.:   Да. Но у нее и графика интересная. Мне всегда нравилось, как она всегда экпериментирует. Вообще, я визуальные эксперименты люблю.

В разговор вступает коллега, однофамилица и подружка Лены, Татьяна Ли.

Т.Л. :  На мой взгляд, интересно работают с новыми техниками Джамол Усманов, Саша Николаев, Слава Усеинов, Сережа Тычина...

М.СВы, наверное, тоже о "Констелляции" говорите? Ведь все названные художники - её участники.

Т.Л.: Конечно, в первую очередь - о "Констелляции".

М.СТо есть, по-Вашему, для изобразительного искусства Узбекистана эта выставка - очень важный этап?

Т.Л. :  Безусловно.

М.СИ что, до этого ничего подобного не было?

Т.Л. :  Нет, были выставки, я даже участвовала в одной такой, в 2003 году. Она проходила в Центре современного искусства и называлась "Сады и огороды"- с соломенными петухами, подсолнухами, яйцами крашеными... Мы делали комплексную выставку на эту тему, подбирали специальную музыку. И инсталляция там тоже была ... Но постоянно в этом направлении двигаться, наверное, не всем интересно. Хотя многие что-то продолжают делать, после "Констелляции" - особенно ... А в Казахстане это началось гораздо раньше и более бурно...

М.СНо лично для вас, все- таки, главное - станковая живопись?

Т.Л. :  Да, это - вечное, это никуда не денется...

* * *

Действительно, было очень интересно наблюдать, как мастерски работают живописцы, как легко и уверенно ложатся мазки. И постепенно на холсте возникает праздник...

   

 

Владимир Ким: Этот проект здесь собирает нас, друзей - художников, уже второй год. Я, в основном, занимаюсь традиционной, уже апробированной, живописью и графикой. Хотя веду и кое-какие поиски, конечно. Увлекаюсь еще фотографией.

М.С: А в видеоарте себя не пробовали?

В.К.:  Нет, в этом жанре не работаю, но это - интересно. Новое видение художника, новые формы - они всегда интересны.

М.С: А из наших традиционных живописцев кого бы Вы могли выделить? Кто Вам ближе?

В.К.:  Кстати, вот Джавлон Умарбеков, картины которого сегодня мы здесь видим, - был первым художником, кто понравился мне, когда я был еще пацаном, учился в восьмом классе. Тогда мне подарили на 23 февраля набор открыток с его работами. Они и сейчас мне нравятся.

М.СЧем же они нравятся?

В.К.:  В них есть глубокая тема, глубокие идеи, глубокое понимание того, что он делает. Это не пустая трата времени, а большое слово. Мне интересно все, что он делает. Будь то его композиции, или натюрморты. Где-то я даже воспитан на его работах.

М.СА он традиционный художник?

В.К.:  Нет, я бы не сказал, что он традиционный художник. Больше - какой-то синтезированный, что ли. Он берет и то, что есть в народном фольклоре. И то, что возникло в нашей стране уже после распада Советского Союза. И получаются очень хорошие вещи. Видно, что это его искренне волнует, поэтому у него получается сильно. В отличие от художников, которые не чувствуя материала, просто делают заказные вещи. Ведь это всегда заметно.

М.СЧто Вы можете сказать об искусстве наших соседей ?

В.К.:  Казахи в живописи интересно работают. Два года назад приезжали сюда их художники. У нас с ними проект был совместный. И мы увидели, что это - хорошее письмо, хороший почерк, хорошие художники.

М.СА те, кто использует новое письмо, кто они?

В.К.:  Почти все они примерно моего возраста, где-то не старше сорока лет. Мне очень нравится Усеинов, его гобелены особенно. Я там нахожу для себя нечто, чем я могу пополнить свой багаж. Елена Камбина с её живописью, тоже.

М.СА ее работы в видеоарте вы видели?

В.К.:  Да, вот последние работы были на выставке в Центре современного искусства, и до этого. Но мне больше нравятся ее концептуальные вещи в живописи. И графика у нее достаточно весомая. Непохожая, другой такой нет. Есть еще художники, всех не перечислишь.

М.ССкажите, на Ваш взгляд, переживает ли сейчас живопись у нас взлет?

В.К.:  По-моему, да.

М.СИли нужно согласиться с мнением некоторых, что в Узбекистане сейчас живопись не развивается?

В.К.:  Думаю, что это неверно. Конечно, есть внутренние проблемы, когда художнику трудно выживать и так далее. Но пока появляются новые достойные живописцы, пока идут хорошие поиски - это искусство не умрет и будет развиваться.

* * *

А через несколько дней в Ташкенте выпал первый снег и стало холодно. Но теплый Праздник хризантем продолжается на полотнах ташкентских художников...

Подготовила М. Стальбовская, ноябрь 2006 г.