Гений без диплома

Об акции Гете-института в Ташкенте

«Макс Эрнст обладает безграничными способностями; решив покончить с мошеннической мистикой мертвых изображений, он заряжает в свой аппарат самый захватывающий на свете фильм и все с той же элегантной улыбкой до самой глубины освещает нашу внутреннюю жизнь несравненным сиянием».

Андре Бретон

Приятно, что в Ташкенте постепенно "вызревает" до популярности еще один очаг культуры - Галерея изобразительных искусств Национального Банка Узбекистана. Место со светлыми просторными залами для экспозиций, с уютными помещениями для лекций и кинопоказов, и -что особенно важно - с профессионалами. В начале лета благодаря Итальянскому посольству здесь мы "общались" с Александром Македонским. Запомнилась и экспозиция осени 2005 года "НеоМы" или неосуществленные замыслы театральных художников".

Здесь с 12 сентября по 12 октября 2006 г. проходит выставка «Макс Эрнст. Книги и графика», инициированная Гете-институтом в Ташкенте. Она продолжает кропотливое дело просвещения нашей публики. Радует деловитость и доброжелательная тональность всех мероприятий, их высокий организационный уровень. Это мероприятие - не просто закрытая "тусовка", собравшая избранных. Нет, - была и остается у нас в городе искренняя, любознательная аудитория для серьезных арт-акций. Пусть ее немного, но она есть. И для нее, конечно, эта выставка - событие. Ведь привезли в Ташкент многим совершенно незнакомого художника мирового уровня... Что же делать, если даже в Большой Советской энциклопедии отдельной статьи о Максе Эрнсте не было. И все-таки знать творчество этого художника, графика, создателя коллажей и скульптора - надо..

Естественно, не ко всем его работам душа открывается сразу. Некоторые, пусть и оригинальные, кажутся иногда "головными" и надуманными. Но есть образы - просто незабываемые. Например, в ужасе улепетывающий от насильников "Ангел домашнего очага", созданный в 1937 году, в самый разгар гражданской войны в Испании... Или цыпленок с мамой ... Или "Козерог".. .

 

 

Каким же для меня - благодаря этой выставке - предстал Макс Эрнст?

В первую очередь - свободным, раскованным человеком. Выдумщиком. Озорником. Трудягой. Жизнелюбом...

И всем - спасибо!- за знакомство с ним.

Хочется еще раз пройтись по выставке, вспомнить особенно насыщенные ее первые 4 дня: с лекциями и кинопросмотрами, общением с разными людьми.

* * *

Отдел культурных программ Гете-института в Ташкенте подготовил целый комплекс мероприятий, посвященных творчеству известного художника. В него вошли:

  • открытие выставки "Макс Эрнст. Книги и графика", где была представлена коллекция из 196 графических работ и 26 книг художника

  • программа докладов: "Макс Эрнст. Дадаизм и сюрреализм", "Техника работы в графических произведениях Макса Эрнста" и "Понимание внеевропейских культур Максом Эрнстом"

  • показ фильмов: "Макс Эрнст. Мои скитаний - мои тревоги" Петера Шамони, "Андалузский пес" Луиса Бунюэля и "Сны, которые можно купить за деньги" Ханса Рихтера

Посетителям выставки были предложены:

  • разработанный парижским профессором, другом и знатоком творчества М. Эрнста, доктором Вернером Шписом 16-ти страничный каталог к выставке с обзором его творческого пути, биографическими данными и цитатами из высказываний художника об искусстве

  • буклеты на двух языках, из которых можно было узнать как о программе мероприятий, так и о деятельности самого Гете-института в Ташкенте за последние годы

Вся информация о художнике была разнообразной, яркой и интересной, что в совокупности позволило зрителям составить достаточно полное представление об Максе Эрнсте.

 

Выставка

 

 

 

Доклады

Очень симпатичен был докладчик, директор Берлинского дома фотографии д-р Лудгер Деренталь. Понравилась его спокойная и открытая манера вести рассказ, глубокое знание материала. Неплохо работали переводчики - и опытные, и помоложе. Предлагаем вашему вниманию вольный пересказ этих лекций.

В 1-м докладе - общий обзор творчества

Вернувшись с Первой мировой войны, молодой художник Макс Эрнст принял участие в 1921 году в создании группы дадаистов в Кёльне.

 

Творческая молодежь послевоенного времени выражала своим произведениями протест против тех моральных и художественных ценностей, которые не смогли предотвратить катастрофы. Дадаисты устраивали скандальные выставки под лозунгом "Все, что прежде не было искусством, теперь приравнивается к искусству. Дада победит!".

“Дада”- слово, означающее и все, и ничего, эпатаж, абсурд, антиэстетику. Что нередко выражалось в алогичном сочетании людей и вещей в художественных композициях, в подчеркивании контраста между природой и техникой.. . Их излюбленный художественный прием - коллаж, в основе которого - комбинация различных контекстов, приводящая к новой изображаемой реальности. "Минимум добавки - максимум воздействия" -под таким девизом дадаистами модифицировались и соединялись в блоки иллюстрации из старинных журналов, популярных романов, научных изданий, каталогов, учебных пособий, рекламных проспектов и плакатов. К примеру, на существущем уже изображении священной горы Фудзияма "обоями" закрывалось или закрашивалось все ненужное. Затем к оставшемуся добавлялся рисунок какого-то прибора, неожиданное название - и у зрителя возникали совершенно новые ассоциации.

Идеологом дадаизма, возникшего в 1916-1918 гг. в Цюрихе среди художников, писателей и критиков, был молодой писатель Андре Бретон.

Через увлечение коллажем прошел и Макс Эрнст, создавая и самостоятельные крупные картины в виде коллажа. На картине Макса Эрнста, которую нам продемонстрировал г-н Деренталь, к изображению кабины аэроплана добавлено изображение куклы. Она будто помещена в нее - и летательный аппарат производит впечатление странной стальной ванны с купающейся в ней обнаженной женщиной. Сюжет, изъятый из своего контекста и перенесенный в абсурдное окружение, и правда, превращался в неожиданный образ. Использованный в коллаже принцип нонсенса напрямую сообразуется с дадаистской концепцией неприятия и протеста.

“Однажды в 1919г., оказавшись в дождливую погоду в одном городе на берегу Рейна, я был поражен наваждением, приковавшим мой взор к страницам иллюстрированного каталога, на которых красовались предметы антропологического, микроскопического, психологического, минералогического, палеонтологического толка. Я нашел там собранные воедино настолько различные фигуративные элементы, что сама абсурдность этого собрания вызвала во мне внезапное усиление зрительно-пророческих способностей и противоречивых, двойственных, тройственных и множественных образов, накладывающихся друг на друга с настойчивостью и быстротой, свойственными любовным воспоминаниям и образам в полусне…”- писал в книге “За пределами живописи” М. Эрнст.

В 1921 году Андре Бретон устроил в Париже выставку работ Эрнста, которая прошла с большим успехом. Осенью 1922 года Макс Эрнст из Кельна переехал в Париж. Здесь он присоединился к художникам и поэтам, окружавшим Андре Бретона, который чуть позднее, в 1924 году, издал знаменитый "Манифест сюрреализма". В отличие от дадаизма как протеста художника против существующего миропорядка, сюрреализм можно назвать активным поиском на новых территориях "золотого руна"- новых приемов графики, новых образов, изображающих "больше, чем действительность", передающих реальность подсознательного. Для того, чтобы переделать мир и изменить жизнь. Сюрреалисты устраивали шумные демонстрации и многочисленные собрания, писали воззвания в поддержку этого направления. Был основан журнал "Сюрреалистская революция". Символична созданная в это время Максом Эрнстом картина "Кастор и Поллукс"- пародия на аргонавтов, ищущих золотое руно.

Основным методом сюрреализма стал метод изучения внутреннего мира человека и фиксацииподсознательных образов, сновидений, свободных ассоциаций. Для того, чтобы добиться точной передачи внутренней иррациональности, сюрреалисты устраивали сеансы гипноза и пр. Их интересовали случайные и бессознательные образы, которые возникают в ходе таких занятий. Затем это становилось темой их причудливых произведений. На показанной нам на экране фотографии запечатлен один из таких "снов наяву". Внимание всех собравшихся людей приковано к сидящему в центре медиуму (Р. Деснос), который что-то достает из небольшого ящичка, а за пишущей машинкой жена А. Бретона записывает то, что он говорит.

В картине Эрнста "На встрече друзей" изображен спиритический сеанс группы будущих сюрреалистов и тех, кого они считали своими предшественниками. Сам автор оказался сидящим на коленях у Федора Достоевского.

 

Кастор и Поллукс (1929)

 

На встрече друзей (1922)

В первое время после переезда в Париж Макс Эрнст поселился у своих друзей, поэта Поля Элюара и его жены, Галы. В свободное время он расписывает стены их дома причудливыми фигурами (всего таких настенных росписей было создано 17). Участвует в собраниях сюрреалистов, в спорах о том, можно ли художнику изобразить нечто транцендентальное, невидимое сознанию. Большинство считали, что это возможно. В том числе и Макс Эрнст, экспериментируя при помощи разных графических приемов.

Одним из первых он стал широко применять технику фроттажа - проецирования, растушевки. (Каждый из вас, наверняка, в детстве пользовался этим графическим приемом , подкладывая под лист бумаги монету и растушевкой перенося ее изображение на бумагу).

Осенью 1925 года в Галерее сюрреалистов были показаны новые работы Макса Эрнста, а в марте 1926 года с большим успехом прошла еще одна выставка его работ в Париже. В том же году вышла в свет книга Эрнста под названием "Естественная история" или "История природы".

"Радости жизни" (1936)

При создании этой книги иллюстраций художник также использовал технику фроттажа. Переводил на бумагу текстуру какой-либо шероховатой по фактуре поверхности (чаще всего из природных материалов, например, необструганного дерева), протирая бумагу грифелем, красками или углем. В результате художник получал изображение, напоминающее какую-либо узнаваемую форму, которое затем он уже дорабатывал.

Так же было создано знаменитое изображение глаза, прожилки белка которого спроецированы с прожилок листика дерева. Пожалуй, дерево и его листва вообще были наиболее любимым исходным материалом для фроттажей этого художника. Хотя он использует любые характерно выраженные материалы: камни, ракушки, керамику, даже курительные трубки. И создает множество совершенно ни на что не похожих картин, изображая историю природы. Это картины: "Ловушка для самолетов" с разрушенной техникой, которую быстро скрывает буйная растительность, "Радости жизни" маленьких существ богомолов, живущих в зарослях фантастического леса.

Так уже в 30 -е годы к Максу Эрнсту понемногу приходит широкое признание. Его начинают публиковать и у его произведения появились покупатели. В 1931 году в Нью-Йорке прошла персональная выставка художника, а в 1936 году - там же большая выставка под названием "Фантастическая живопись, дадаизм и сюрреализм". В 1934 году в Цюрихе была организована выставка "Что такое сюрреализм?", где произведения Эрнста были также широко представлены.

 

"Европа после дождя П" 1940-1942

Когда в Германии к власти пришли фашисты, творчество Эрнста, как и других дадаистов и сюрреалистов, было ими причислено к "дегенеративному искусству". Затем в 1939 г. во Франции его интернировали как подданого враждебного государства. Он попадает в лагерь,из которого ему удалось спастись лишь с помощью своего друга Поля Элюара.

 

"Искушение святого Антония" 1945г.

В 1941 году он переезжает в США, где вначале живет в Нью-Йорке. В 1942 г. выставки его работ прошли в нескольких городах, журнал "View" посвятил его творчеству отдельный выпуск.

В 1945 году Макс Эрнст принял участие в конкурсе с картиной "Искушение святого Антония" и получил премию, что позволило ему вместе с женой, художницей Дороти Таннинг, обосноваться в Аризоне. Здесь, рядом с индейским поселком Седона, ими собственноручно был выстроен дом, у стен которого создается знаменитый "Козерог", символ ангелов - хранителей дома.

В 1948 году вышла его книга «За пределами живописи». В этом же году художник принимает гражданство США.

Однако в 1953 году Макс Эрнст вернулся в Европу, во Францию, где прожил еще более 20 лет. Умер художник 1 апреля 1976 года в Париже, за день до своего восьмидесятипятилетия.

 

По материалам 2-го доклада

Если первый доклад был посвящен общему обзору творчества Макса Эрнста, то во втором д-р Деренталь основное внимание обратил на рабочие техники в творчестве художника, и в первую очередь, в графике.

В начале несколько слов лектор посвятил художественной лаборатории дадаиста Макса Эрнста. "Да будет мир, даже если искусство погибнет!" - первая его серьезная работа, созданная в 1919 г. и включающая в себя 8 литографий.Нередко это - литографии в чистом виде. Картины создаются с помощью линейки, похожие на чертежи. Но фигуры в них перевернуты, а перспектива напоминает изображение сцены. Чувствуется влияние"метафизической живописи" Дж. де Кирико. Книга "Повторения", созданная позднее вместе с Полем Элюаром, тоже приобрела известность. Иллюстрируя ее, Макс Эрнст использовал картинки из журнала ХIХ века "Природа".

Уже говорилось о том, что Макс Эрнст, как и многие сюрреалисты, применял прием коллажа. Ключ к пониманию коллажа в творчестве Эрнста - это открытие невиданных миров. Из разных контекстов изображаемых предметов рождается новый смысл, новые ассоциации. Бретон о творчестве художников этого направления говорил как об "искре электрической поэзии". А друг сюрреалистов, Лотреамон, сказал: "Это прекрасно так же, как встреча швейной машинки и зонта на операционном столе".

Эрнст остается верен коллажу всю жизнь, но на каждом этапе он рождает новый тип коллажа.

Ему принадлежит также идея использования в художественных произведениях техники фроттажа. Художник, подкладывая под лист бумаги рельефные поверхности и натирая бумагу грифелем или сухими красками, получал некие фантастические изображения и доводил их затем до окончательного вида. И в приеме коллажа, и в технике фроттажа, художнику важно было использовать случайность полученного изображения, чтобы с помощью возникших свободных ассоциаций выразить что-то глубинное в человеке.

 
 

Коллаж "Шатающаяся женщина" (1923)

 

Картина создана с помощью линейки, похожа на чертежи, но с перевернутыми фигурами, а перспектива напоминает изображение сцены.

 

Деталь картины "Одеяние невесты" (1940), выполненная с помощью приема фроттажа

Макс Эрнст никогда не был самонадеянным художником и, как признавался он сам, нетронутый лист бумаги вызывал у него комплекс целомудрия. В его творчестве часто присутствует изображение глаза, всматривающегося в мир, нередко в мир внутренний. Так, в книге "Повторения" этот глаз - пронзённый. Он читается как символ истинного, внутреннего зрения, как призыв всмотреться в себя самого. На фронтисписе книги изображены дети, под наблюдением строгого учителя что-то рисующие на доске. Но перспектива в изображении открыта, доска похожа скорее на небо с низким горизонтом., вдалеке виден воздушный шар, манящий улететь - путь открыт...

Стихов у Поля Элюара написано много, дружба у них с Максом долгая - и книги совместные выходили еще не раз. Даже когда соавторы находились в разных местах, они часто писали друг другу, пересылая материалы к книге. Как это случилось, например, при подготовке к "Несчастиям бессмертных", где картины художника и стихи поэта абсолютно созвучны друг другу.

В 1924 году, после отъезда Элюара на полгода в Юго-Восточную Азию, Эрнст рисует портрет друга. Контур выполнен белым воском, а поверх него нанесена черная краска. Эта картина ознаменовала новый, сюрреалистический этап в творчестве М. Эрнста.

Во время выхода "Манифеста сюрреализма" А. Бретона сюрреалисты-писатели часто спорили, можно ли с помощью искусства изображать "надреальное", сюрреалистическое. Ими было предложено так называемое "автоматическое письмо". Таким ассоциативным способом, к примеру была написана А. Бретоном книга" Магнетическое поле". Макс Эрнст отвечает на это использованием разных графических приемов в своих работах. Так, в его книге под названием "История природы" изображения получены с помощью коллажа, тиснения, использования непривычной перспективы и других подобных приемов. Используя их фактуру, напоминающую первобытный пейзаж, Эрнст населял такие пейзажи причудливыми существами.

Также интересно изображение глаза с белком, на который переведена структура прожилков древесного листа. Центр картины подобен низкому горизонту, что вызывает ощущение особой монументальности - в этом одна из особенностей фроттажа. Необычна по своим пропорциям и картина, изображающая лист между двумя могучими стволами.

Иллюстрируя книгу стихов Рене Кревеля, Макс Эрнст создал " Мистер Нож и миссис Вилка" (1931) с использованием негативов фотографий этих предметов. Затем для большей четкости белым цветом обвел их контуры.

Художник использовал и другие автоматические техники. Например, вешал банку с краской на высоте 1-2 метра над полотном и раскачивал ее в разных направлениях. Из просверленной в банке дырочки жидкая краска попадала на холст. Затем причудливые изображения обрабатывались согласно свободной фантазии художника

 
 

Картина выполнена с помощью приема тиснения и применения необычной перспективы

 

Результат раскачивания банки с краской над полотном

 

При создании изображения использованы негативы

Макс Эрнст работает над созданием книг "Стоглавая женщина" (1929) и "Неделя доброты, или 7 главных элементов"(1934), используя старые иллюстрированные журналы о природе. В отличие от предыдущих коллажей, не связанных друг с другом и имеющих самостоятельное значение, эти работы уже можно назвать романами-коллажами. В "Неделе доброты" каждый номер коллажа соответствует дню недели, а последующие изображения не только начинают новую тему, но и связаны с предыдущими по смыслу.

Уже первые его работы американского периода, иллюстрации к "Учтивой овце", напоминают творчество индейцев с их масками, скульптурами, шаманскими танцами. Исходным материалом послужили опять же старые журналы "Дизайн в природе", где часто описывались очень малые структуры, изображенные крупно. Под впечатлением от них Эрнст задумывает книгу "Семь микробов, наблюдаемых через темперамент". Иллюстрации этой книги очень малы, но изображают просторные пейзажи Аризоны, с их каньонами, вулканами, красными горами. Контраст между малыми формами выражения и содержанием иллюстраций "Семи микробов" намеренно подчеркнут художником. Здесь Эрнст по-своему интерпретировал необычные изображения, работая в технике "vernis mou". В гладкую, чуть подсохшую поверхность масляной краски или лака вдавливалась рельефная структура (к примеру, расческа для изображения водной глади и т.д.), после чего оттиск получался переливающимся, ребристым и т.д.

В 1946 г.Макс Эрнст посвящает подготовленную совместно с художником Илиаздом книгу иллюстраций "Максимилиана или незаконный урок астрономии" Эрнсту Вильгельму Темпелю. Этот астроном Х1Х века, не получив систематического образования, смог с помощью примитивной аппаратуры открыть более десятка новых комет и несколько малых планет. Одно из открытых Темпелем небесных тел было названо им Максимилианой. Будучи сам самоучкой в изобразительном искусстве, Макс Эрнст очень симпатизировал этому известному астроному-самоучке, самоотверженно любившему своё дело. (Хотя Макс Эрнст изучал некоторое время в Боннском университете философию языка и историю искусства, но художественному ремеслу в академии не обучался. И то, что никогда не был в этом деле школяром - считал своим преимуществом).

"Он был гением, но у него не было диплома" - эти слова одинаково справедливы и к астроному Темпелю, и к художнику Эрнсту...

Графическим приёмом в "Maximiliana" служит сочетание изображений букв алфавита с небольшими литографиями, вкрапленными в них. Такая тайнопись очень напоминала автоматическое письмо сюрреалистов. Чтобы изобразить Галактику, художник разобрал будильник и использовал ее спираль для наглядности.

 

Взгляды Макса Эрнста на внеевропейские культуры

В 3-м докладе разговор шел об американском периоде в творчестве художника, о взаимодействии европейских и неевропейских культур, и в частности, о том, как "примитивное" искусство повлияло на творчество Эрнста.

Макс Эрнст, как и его друзья, Андре Бретон и Поль Элюар, увлекался этнологией, коллекционированием артефактов неевропейской культуры, ища в ней новые идеи. К неевропейцам сюрреалисты относили жителей Океании, американских индейцев и т.п. В середине 20 годов в Париже сюрреалистами была изготовлена своеобразная "Карта мира" с преувеличенными размерами таких стран, как Россия (родина революции большевиков), Китай и Лабрадор (последнее пристанище индейцев). Но на карте не было, к примеру, Франции.

Европейцам-сюрреалистам казалось, что "примитивное искусство" отвечает на какие-то важные вопросы. Считалось, что художники-примитивисты имели непосредственную связь с "потусторонним", что магия влияла как на художественный акт, так и на самого творца. Изображения масок, скульптур, представляющих неевропейское искусство, стали популярными на европейских выставках и в журналах того времени. В коллекции Эрнста было немало произведений "океанического" искусства - циновки, деревянные изделия, керамика.

Летом 1952 г. Макс Эрнст прочитал в университете Гонолулу серию из 30 лекций на тему:" Следы влияния так называемого примитивного искусства на нашу культуру". Как он потом писал в в своей автобиографической книге "Ткань истины и сплетения лжи", в этих лекциях он подчеркивал, что и неевропейцы, и так называемые "цивилизованные народы " - одинаково почитали природу. Эрнста интересовало, насколько идентичны механизмы познания культуры в этих двух системах и каким образом сама эта культура передается. Особенно это казалось важным после II мировой войны, которая привела европейцев к осознанию своих ошибок, к коллапсу прежней идеологии в Европе.

Первые контакты с "неевропейской цивилизацией" у Макса Эрнста возникли еще в 1924 году во время поездки по Юго-Восточной Азии, куда он и Гала Элюар устремились в поисках Поля Элюара. До этого были посещения музеев во время обучения в Бонне.

По мнению многих, и сам Макс Эрнст обладал умением создавать непосредственную связь с "потусторонним". В своем творчестве он не просто заимствовал у примитивистов идеи, важнее то, что непосредственно художественный подход у Эрнста и у примитивистов совпадали.

Еще в 1934 году Максом Эрнстом была написана статья " Тайны леса", где говорится о том, что "джунгли - последнее прибежище Чудесного". Андре Бретон заметил в журнале "View": "И его жизнь - мистична. Он - живой миф. Ведь мифы не только об умерших. Его жизнь приподнята над банальностью".

Выполненные Эрнстом вытянутые фигурки мужчин и женщин в скульптуре "Лунная спаржа" поразительно похожи на новогвинейские скульптуры. Еще больше усиливала магический эффект фотосъемка этих фигур при луне...

После переезда в США художник путешествовал по Индиане, жил в Нью-Йорке некоторое время. Там же вместе со своими друзьями А.Бретоном, Леви Строссом они организовали "Охотничье общество". Имелось ввиду увлечение друзей собирательством, походами в Музей естественной истории, по антикварным лавкам торговцев стариной. Где, как пишет Л. Стросс: "по темным кладовкам экспонаты молятся и обучают вас языку птиц и лягушек"...

Джимми Эрнст, сын художника, отмечал разительное совпадение ландшафтов Аризоны с теми пейзажами, которые его отец рисовал, еще живя во Франции. И чтобы "приручить" Аризону, Макс Эрнст создал в 1951 году серию миниатюрных пейзажей Аризоны "7 микробов, наблюдаемые через темперамент ". Некоторые из них были размером с почтовую марку и он назвал их «картинами-микробами».

В это время М. Эрнст встречается и женится на молодой художнице Доротее Таннинг, с которой он проживёт вместе последние тридцать лет своей жизни. Они уезжают в Аризону, "сменив моральное одиночество городов на настоящее уединение", - по словам художника. Они живут в построенном собственными руками доме, вблизи поселка индейцев Седоны. Вход в их усадьбу "охранял" тотем одного из индейских кланов. На ритуальном столбе, символизируя пересечение добра и зла, изображена с хищно оттопыренными губами пожирательница людей, держащая в руках голову полуживой жертвы.

На различных постройках своей усадьбы хозяин лепил скульптурки, похожие на индейские. Поднятая вверх рука либо приглашала в дом, либо призывала идущих остановиться. Множество различных масок, вырезанных художником на бетоне и потом отгравированных, располагаются на стенах их дома.

На другой границе их владений Максом был возведен из бетона еще один хранитель домашнего очага, знаменитый "Козерог".

В основание этой скульптуры поставлен сундук, на нем установлен трон короля и королевы. Рога у Козерога сделаны из рессоры автомобиля, скипетр - из молочных бутылей, а верх - украшен коробкой из-под яиц. Как державу в левой руке он поддерживает головку козерога-младшего (напоминая этим свирепый индейский тотем).

А у детеныша лихо загнут вперед рыбий хвостик, как у мамы- королевы. Зато рот - как и у папы, и у свирепого тотема! - с чрезмерно оттопыренными губами.

Через волосы сидящей рядом королевы-мамы проплывает, как сквозь водоросли , рыба, образуя подобие короны. И фигура королевы напоминает виолончель. .

На одной из фотографий - все семейство в сборе: на коленях у Козерога сидит жена художника, у нее в изголовье, на пару с ангелом- хранителем и сам Макс.

Тогда, кстати, газеты назвали "Козерога" «монументальной ошибкой»

Работы Макса Эрнста этого периода действительно напоминают индейские маски и скульптуры, но это заимствование нельзя назвать поверхностным. Оно, скорее, было содержательным, в точности сохраняющим соответствующие ритуальные функции .

 

 

Д-р Лудгер Деренталь рассказывает о технике графики Макса Эрнста

 

После прочитанных нам лекций г-н Деренталь еще раз прошелся по выставке перед отъездом из Ташкента, уже с рюкзачком за плечами

Фильмы

Благодаря фильмам зрители смогли познакомиться не только с представленной на выставке графикой и иллюстраторской работой Макса Эрнста, но и с его яркой живописью, оценить в нем талант ироничного рассказчика. И даже киноактера.

Перед кинопоказом выступила руководитель Гете-нститута в Ташкенте д-р К. Гюнтер. Она кратко напомнила основные этапы жизненного и творческого пути этого неутомимого и смелого экспериментатора, до конца жизни искавшего новые живописные и графические приемы.

  • Документальный фильм «Макс Эрнст. Мои скитания – мои тревоги» (1991) был снят Петером Шамони к столетнему юбилею Макса Эрнста и представляет собой интервью с ним, живой рассказ художника обо всем, что повлияло на его творчество. В киноленту также включены эпизоды из снятого в 1930 году сюрреалистами Сальвадором Дали и Луисом Бунюэлем фильма "Золотой век", в котором Макс Эрнст сыграл роль предводителя разбойников.

  • «Андалузский пес» Сальвадора Дали, Луиса Бунюэля. (1929). 17 минутный немой сюрреалистический фильм- коллаж. Специалисты считают, что знаменитая шокирующая сцена, когда бритва вонзается в глаз женщины, возникла под воздействием картины Макса Эрнста, на которой пронзенный глаз выступает символом истинного, внутреннего зрения.

  • «Сны, которые можно купить за деньги» Ханса Рихтера. (1947). Э кспериментальный фильм дадаистского кинотеоретика, в котором он инсценировал и обобщил идеи сюрреалистических художников, в том числе и Макса Эрнста

 

 

Полезные ссылки:

http://www.zerkalo-nedeli.com/nn/show/207/18176/

http://www.artprojekt.ru/Gallery/Ernst/Ern50.html

http://www.peoples.ru/art/painter/max_ernst/photo.html

http://mlarin.narod.ru/5.html

http://www.abcgallery.com/E/ernst/ernst.html

http://www.krugosvet.ru/articles/57/1005789/1005789a1.htm

http://art.rin.ru/cgi-bin/index.pl?id=118&art=243

Подготовила М. Стальбовская, октябрь 2006 г.