Мастер-классы по отсечению всего лишнего

Для тех, чьи работы прошли конкурс и попадут на выставку "Констелляция. Постскриптум", 27 ноября и 1 декабря Александр Николаев, Жамол Усманов, Вячеслав Усеинов провели мастер-классы.

Или, скорее, это похоже на индивидуальные занятия с каждым из художников. В ходе работы консультанты спрашивают у авторов, как это будет выглядеть в макете. Делятся своими ощущениями от проектов. Когда необходимо, советуют, как улучшить работы. Предлагают какие-то решения.

Вот Вячеслав Усеинов говорит автору: "Ощущение по Вашему рисунку такое, что это все хорошо освещено и светится. Если на самом деле высветить и акцентировать, то на этом будет строится вся остальная плоскость и антураж. Подсветка здесь напрашивается. Это интересно - целая плоскость ритмически организована. Есть момент и диссонанса, и какого-то органичного восприятия. Поэтому, советую, со светом поиграйте. Если вместо света будут краски, они не дадут такого напряжения, будет создаваться впечатление какой-то размытости. А будет свет - станет интересна сама эта игра цвета и света. И на этом разнообразии можно построить всё. Подумайте. Интересно."

Другому он же поясняет:" Визуально это не понимается так, как вы сказали. Главного - визуального захвата - нет. Человек сразу должен чувствовать эту ситуацию и потом уже только домысливать, что это? Концентрироваться здесь не на чем".

Александр Николаев добавляет: "Одна из основных проблем: хочется сказать многое, но надо уметь выделить стержень и отсечь лишнее. Надо не бояться отсекать. Потому что, если о главной идее много говорить - она может девальвировать, потерять свою остроту, четкость восприятия. Надо, чтобы детали не уводили от главной мысли. Вычищая проект, делаем его лаконичнее и доступнее. Четкость придаст стройность идее. "

В другом месте он предлагает: "Чтобы не отвлекала эстетика исполнения от идеи, лучше дать трафаретные надписи, кондовые, как на пожарных кранах, т.е. "это- среди нас".

Или: "Тогда давайте форсировать идею. Надо сломать ожидаемую логику. Вы должны решить вопрос, где это делать, в чем это сообщение!"

Саша принес показать ребятам каталог Варшавского выставочного зала, в котором собраны материалы прошедших в нем за 4 года выставок современного искусства. Можно было посмотреть, как это делается за рубежом.

Попутно консультантами высказываются какие-то мысли об актуальном искусстве.

Александр Николаев: "Это искусство оперирует идеями. В концептуальных проектах, чтобы не потерялся их смысл, порой очень важен бывает размер. Так, при крупном - их звучание яснее, порой один большой баннер скажет больше, чем несколько мелких. Это не камерное, миниатюрное искусство, а искусство крупных форматов, больших площадей. Инсталляции, видеоарт, фотография и т. д. - называют концептуальным искусством именно потому, что все они несут некое сообщение, мессидж, ясно выражают позицию автора, его концепцию. Иначе просто этого вида не существует. <...>Актуальное искусство - это фиксация злободневности, документирование времени, художественная документальность, журналистика в каком-то смысле. А у вас говорится о вечности, а не об актуальном. Вот, посмотрите, в каталоге изображение : в голову вкрутили болт. Одним жестом показано - человек свёрнут, урбанизирован. Здесь чистая концепция, никакой литературы нет. Есть глубина, все четко и ясно. Или вот работа "Диалог"- во ртах обоих - пистолеты. И все! Искусство не обязано быть позитивным, красивым. Оно должно нас нервировать, заставлять волноваться. Актуальное - тем более.<...> Искусство не дает ответов, а задает вопросы. Предлагает подумать. Если в работе что-то появляется, то почему и зачем эта деталь нужна".

Джамол Усманов: "В таком искусстве все должно быть ясно, логично, лаконично. Не надо мучить зрителя, заводить в дебри - ему надо будет всматриваться в профессионально сделанные детали, которые сами по себе произведения искусства. <...>В современном искусстве важна личностность. Если бы это был интерьер вашей комнаты - было бы интересно. Вы живете в этом пространстве и это пространство не может на вас не воздействовать. Вы создаете среду, а лучшая среда, - та, в которой вы живете. Если тут будет плита, старая советская, то это уже время. Каждый предмет имеет свое время рождения, жизни, свою судьбу. И зритель задумывается: Как эта плита пришла в выставочный зал? А вот от ненужных ассоциаций нужно освободиться"

Реплики:

- И нужна живость, предыдущая история. К примеру, если следы, значит, были люди.

- Тут многое прочтут, кто захочет.

- Капля уже может означать течение жизни. Газета - современность.

- Абстрагироваться от сказанного и сам воспринять и осмыслить работу не могу. В ней нет какой-то пластической выразительности. Столько линий - масло масляное! Результата нет , т.е. воздействия.

- Здесь много раздельных работ, надо выделить наиболее значимую.

- Надо поманеврировать. Много есть уже элементов, с которыми работать можно. От того, насколько ты обостренно это чувствуешь внутри от этого и возникает композиция.

- Сейчас это очень литературно. Надо сделать какой-то шаг, чтобы это было неким нервом.

- Зрителя надо уважать и предлагать лаконичную мысль. Но это не значит- попроще.

- Важен шлейф звука и изображения.

- Есть искусство богатых и бедных стран. Что такое макет- это возможность показать идею. Если можно это сделать на мониторе одного компьютера, то хорошо. Зритель идею прочитает.

- У людей обнаженная натура сразу все вырубает на уровне подсознания. Надо как-то чисто психологически их всех уравновесить. Конечно, можно замахнуться на обнаженку, да еще и в каком-то контексте, но не только ради эпатажа. И учитывайте способность воспринять обнаженку свободно.

- Один из приемов модернизма - множественность. 10 фигур гипсовых, одна - зацвела.

- Здесь уже не просто провокация, ирония в съемке, но есть хулиганский момент, пренебрежительность, издевка. Надо найти положительный, выразительный, пластичный вариант.

- Пока здесь слушали, еще проекта три в голове возникло.

 

 

Подготовила М.Стальбовская