Выставка "Констелляция. Постскриптум"
Акбар Хакимов: "Именно то, что представлено на этой выставке, собственно, и есть почвенное..."
Последние полчаса перед выставкой у многих, кто готовил выставку, настроение приподнятое:
"Для нас, конечно, это праздник, в нашей галерее такая выставка проводится впервые. Не буду скрывать, работать было сложно, но мы получили большое удовольствие, потому что выставка замечательная", - говорит Р. У. Азимходжаева, замдиректора Галереи изобразительного искусства Национального банка Узбекистана.
...Вот, пока в залах немного народу, фотографирует экспозицию Умида Ахмедова: "Я приглашена сюда как фотограф. Хочется, чтобы фотографии, которые я снимаю для каталога выставки, отражали и мое субъективное мнение о ней, и то, как относятся к своим работам художники; пусть люди увидят, как идет монтаж и подготовка к выставке. Работать очень интересно, потому что здесь много находок, создающих, в целом, образ сегодняшнего времени. К примеру, работа Усеинова "Гастарбайтерский рейс". В ней через самолет из глины и эти клетчатые сумки художник смог показать социальную проблему. Интересной получилась и "Библиография" у Сергея Тычины, выполненная в виде книжной полки, забитой "кирпичами" томов классиков. Художники ведь более уязвимы и те сдвиги, что происходили (и происходят) в обществе, воспринимаются ими драматично. Все это и мне лично, выросшей в советское время, очень близко. Так что сегодняшняя выставка для меня - не чужой праздник."
Хлопочет у своего бумажного кораблика, пробивающего стену, Елена Камбина: "Вот теперь, в общем-то, близко к тому, что хотелось сказать. Знаете, художник никогда не бывает доволен до конца. Как говорил Кандинский: сначала мы можем предполагать что-то одно, но в процессе работы момент импровизации, конечно, присутствует всегда." |
Александр Николаев: "Для меня это работа, окончание долгого труда... Конечно, есть и чувство волнения. Ведь, наверное, это то, для чего мы работаем"
Гайрат Ибрагимов: "Выставка прекрасно получилась, хотя организаторы очень переживали за всё. Последние дни были особенно напряженными. Мы долго, например, обсуждали, нужны ли стенды для инсталляций. Но ведь это не товары в магазине. Экспозиция, на мой взгляд, и должна быть разбросана, любой предмет рядом с инсталляцией, даже стенд, тоже начинает играть, отвлекает от задуманного, нарушает композицию... А сейчас споры позади и настроение отличное, хотя все чуть-чуть волнуемся, ведь у многих молодых художников выставлены здесь их первые инсталляции."
* * *
Пока народ собирался в вестибюле, на одной из стен демонстрировался видеофильм о выставке "Констелляция" 2005 года. Наконец, двери трех демонстрационных залов широко распахнулись, приглашая гостей. И постепенно весь первый этаж галереи стал напоминать большой муравейник.
Как сказал один из гостей выставки: "Я очень взволнован и многого жду от этой выставки. Потому что она, во-первых, получила шумную огласку. А во-вторых, знаете, мы обрастаем штампами, и в житейском смысле, и в смысле искусства тоже. И я надеюсь, что молодые мне откроют много нового, потому что они совсем иначе смотрят на мир. Вот с таким ощущением я пришел сюда..."
...Вот внимательно рассматривает экспонаты Дамир Рузибаев, скульптор и художник. Мне известно, что его отношение к актуальному искусству было ироническим: "Я не поменял своего мнения. Но это всё надо знать, его игнорировать нельзя. Надо видеть, куда же мы приходим. Мало того, эти работы очень хорошо отражают тот сумасшедший мир, в котором мы живем. А для себя я открыл еще большую значимость слова "ремесло", убедился, что это ценнейшее понятие. К сожалению, здесь его немного..."
Шалва Хаханашвили: "Я посмотрел уже работы тех художников, с которыми был знаком и имел удовольствие работать с ними: "Молитву" Александра Николаева, корабль Елены Камбиной. Камбина меня удивила законченностью и красотой выражения, она очень хороший художник. И у Николаева чувствуется своя речь, ему очень хорошо удается пластика. Отличная работа у Усеинова, она может видоизменяться от контекста, в который вы этот самолет помещаете и сама изменять всё вокруг... Я не все еще посмотрел, тут молодые художник, я только-только вошел. Мне самому интересно открыть для себя новые работы старых знакомых. А вы посмотрели работу, которую мы привезли в Ташкент- "Южный Почтовый"? - это уже другая грань этого искусства. Она посвящена книге Сент-Экзюпери и историческому месту, где проходила его служба. И где потом уже современные фотографы свободно интерпретировали свое отношение к этому феномену, к истории, к художнику."
Наталья Мусина: "Да изумительная выставка и замечательный проект! И тем, кто придумал это, дай им Бог здоровья! - и Нигоре Ахмедовой, и Барно Тургуновой, и Швейцарскому бюро, и Галерее Национального Банка. А в работу Джамола Усманова я просто влюбилась, это чудо какое-то. Вообще выставка замечательная. Посмотрите, сколько народу, сколько молодежи. Я просто хожу и радуюсь."
Народ |
|
Основное |
* * *
Высоко оценивает творческий потенциал деятелей культуры и искусства нашей страны и Барно Тургунова, руководитель Программы по культуре и искусству Швейцарского бюро по сотрудничеству:
"Два года назад мы провели первую в Узбекистане выставку актуального искусства "Констелляция", которая прошла на заводе. Эксперимент, на наш взгляд, прошел удачно, и нам хотелось посмотреть, каким был резонанс от выставки, особенно, среди молодежи. Хотелось понять, интересуется ли она этим видом искусства, поскольку в той выставке участвовали, в основном, маститые художники. И мы решили повторить выставку, назвав ее "Констелляция. Постскриптум", чтобы дать возможность молодым принять в ней участие. Не все участники, а лишь опытные художники сделали полные инсталляции. А кто участвовал в первый раз, те представили свои работы в виде идей, макетов, - таково было наше условие. Но здесь есть две урны для голосования и те, чьи идеи наберут хороший рейтинг, если в будущем будут проводиться подобные выставки, они, возможно, будут поддержаны. И не только нами, тут находится много представителей различных организаций...
В целом, цель нашей Программы: в достаточно сложный период перехода к рыночной экономике поддержать искусство Узбекистана во всем многообразии его культур, - а культура в Узбекистане очень разнообразна. И мы стараемся помочь самовыражению как молодых, так и известных деятелей культуры и искусства, помочь их творческой выживаемости в новых условиях. Этой весной мы собираемся обсудить планы региональной Программы по культуре и искусству на несколько лет вперед... Мое персональное мнение и желание: было бы очень хорошо, если бы "Констелляция" получила свое стабильное продолжение. Давайте не будем загадывать, давай просто будем делать всё, чтобы это состоялось."
* * *
Свою оценку выставке высказал и академик А. А. Хакимов:
"Часть проектов на этой выставке сделана ведущими, уже заявившими о себе мастерами, это: Николаев Александр, Ахунов Вячеслав, Сергей Тычина, Джамол Усманов, Вячеслав Усеинов. То есть в этом новом корпусе явлений появились уже свои мастера, имеющие и международные премии. И в то же время здесь представлены макеты и проектные идеи молодых. Идет некая образовательная программа в рамках этого проекта. И мастера не столько учили, как это делать, сколько, видимо, объясняли суть новых постмодернистских явлений: что такое инсталляция, что такое перформанс и т.д...
Пусть на взгляд обывателя все эти вещи можно сделать каждому из нас, то есть для этого не требуется особой подготовки. На самом деле, это не так. За рубежом, в Европе и в Америке, где это направление получило уже достаточно широкое распространение, в вузах есть специальные курсы, на которых проводится обучение таким новаторским явлениям. Постмодернизм - явление, может быть, новое для нас, но, главное, что оно несет: во главу угла ставится идея, а не средство. Ну, например, в живописном произведении мы обращаем внимание больше на формальные средства, которые дают интонацию, некую поэтическую канву. В данном случае не очень важно, какие средства использует художник. Как вы могли заметить, использование самых разных средств не влияет на конечный результат.
Конечный результат - это вот та идея, та интеллектуальная конструкция, которую пытается выразить художник. И поэтому, на первый взгляд, эти инсталляции лишены поэтической начинки, кажется, что они очень сухи и аскетичны, что они неинтересны с точки зрения некой фабулы, потому что там нет повествовательности. Но почти во всех постмодернистских вещах есть десакрализация ценностей, то есть всё, что было до - отрицается. В реалистической живописи вы обязательно увидите какие-то академические традиции, навыки. Здесь - никаких навыков! Да, эти мастера, которые говорят молодым, допустим, как делать инсталляции, или объясняют им свои позиции, они, естественно, как будто чему-то учат. На самом деле, самое первое условие - не делать так, как тебе говорят. То есть эта индивидуальность, вот это "Я хочу сказать!", это эго - стоят на первом месте. И поэтому корпоративные традиции отметаются. Прежде всего эта черта характерна для данной выставки.
Она очень важна для художественной жизни, потому что вообще идут споры, что такое национальное, что такое наше, собственно узбекское, а что - не узбекское. И могут быть поползновения в том плане, что вот, знаете, эта выставка не совсем выражает национальный дух. Такие спекулятивные вещи тоже могут быть. Но нация, ее внутреннее содержание не определяется какими-то формальными признаками, как балалайка или тюбетейка. Поэтому очень важно увидеть в этих работах интеллектуальную содержательность узбекистанских художников, которые здесь работают. И я думаю, что все мы уже вошли в этот глобализованный мир - мы занимаемся Интернетом, компьютерными программами - и избежать этого невозможно. С другой стороны, конечно, важно видеть в работах и пульс нашей страны, нашей земли. Вот на таком уровне интересно проанализировать работы, которые здесь представлены. Я думаю, именно то, что представлено на этой выставке, собственно, и есть почвенное. То, что касается именно нашей страны, оно здесь не аннулировано, оно здесь присутствует. Но это надо почувствовать в интонациях, а не во внешних каких-то формах и проявлениях.
Я считаю, что выставка, с одной стороны, фиксирует определенный уровень развития современного изобразительного искусства Узбекистана, а с другой стороны, дает очень сильный импульс новым идеям. Именно идеям, а не схоластике, не технологии. С точки зрения идей вы видите совершенно новые ракурсы и подходы, которые не всегда осуществляются, не всегда их можно понять. Но главное, есть динамика, динамика поиска, и это мне представляется самым важным в выставке "Констелляция. Постскриптум."
* * *
Нурия Александрова: "Для меня всё, что происходит сейчас здесь - чудо. То, что создают наши художники и дизайнеры, будоражит людей, заставляет их думать. Вообще, любые мероприятия, которые проводятся Швейцарским бюро по развитию, всегда праздник, потому что они неординарны".
Две подружки делятся впечатлениям от перформанса: "Очень оригинально, по-моему. Парни тоже - супер! - не улыбаются, такие серьёзные, не подступишься. Речь в этой работе идет, наверное, о чувстве друг друга, прежде всего"...
И молодой человек ломает голову возле работы "Интересно! Колыбель и ребенок в телевизоре. Идею, правда, не совсем понимаю, почему именно "21 уровень", веков было гораздо больше, чем двадцать один, а? Потому так долго не ухожу, что хочу понять."
Камаритдин Артыков: "Мне, знаете, не хотелось бы говорить плохо ни об одной работе здесь. Ведь это свободное волеизъявление художника, он так представляет себе мир. Мы видим какие-то фрески этого мира, этим они и хороши. Замечательное открытие, я вообще с удовольствием гляжу на них. Другое дело, что у них, может быть, печальный мир и они иногда очень жестко воспринимают вот эти костюмы из клетчатых сумок - это издевательство, вообще-то. Но они видят этот продажный мир, эти мешки челночников, с которыми те ездят туда-сюда. Этот невзлетающий самолет, никогда он не взлетит, потому что он из глины сделан. Но он чудесен по фактуре. Нравится мне и эта высохшая земля, которая передается в компьютер. Ну, ребята чувствуют фактуру, что красиво, что некрасиво, что иронично или саркастично... Этот печальный детский мир. Трагический. Апокалиптический. Но все-таки это хорошо, потому что автор искренне излагает свои ощущения, свое представление обо всем этом... А эта курица - вообще ужас, страх божий! Но, все-таки, это было частью нашей души всегда. Мы, старшее поколение, считаем, что нужно рассказывать только о гармонической стороне своей души. А наша дисгармония, она никак не становилась предметом искусства. А теперь - наоборот. И это выплеск энергии, которым нужно делиться. Когда я вижу эти чужие комплексы, я освобождаюсь от своих. Поэтому я считаю выставку замечательной. Мне не хотелось бы говорить про постмодерн, но он здесь очевиден, стопроцентно. В целом в мироощущение молодых людей он вклинился, этот постмодерн. Они просто классику не слушают, они ее слушают с рэпом, с какими-то там вставками. Их мир - вот такой..."
Мария Сошина: Я думаю, идея выставки одна- дать людям раскрыться в свободном творчестве. Не задавая каких-то определенных рамок и направлений. И художники выразились, не опираясь на какие-то догмы, чувствуя себя раскованно и в средствах выражения, и в подаче материала... То есть мы чувствовали эту свободу говорить, о чем хотим и как хотим. Вот картина "Детский мир ", например. Немножко более агрессивно, чем я, автор ощущает этот детский мир. Видимо, у человека есть основания видеть его таким. И я считаю, что он достаточно основательно и мощно выразил свое мировоззрение. В этом сила его работы... В этом зале мне понравилась идея с двенадцатью апостолами, композиция очень развернутая по мысли. И некоторая многословность, наверное, необходима, потому что люди, возможно, не совсем подготовлены сейчас к этой информации. И еще очень понравилась работа о регистрации грехов: "@ispoved'.bog". Мысль легко читается: мы настолько уже "интернетзависимы", что готовы через всемирную сеть общаться даже с богом, с помощью виртуальных исповедален. На самом деле, есть такие сайты, где принимаются исповеди, молитвы... А мой макет "Гармония хаоса" - о том, что иногда нам кажется, будто в мире много несправедливости и хаоса. Но, по-моему, во всем существует гармония, даже всю ее нам охватить не дано. Я изобразила ее с помощью космоса, где звезды расположены хаотично только на первый взгляд. В этом хаосе зарождается гармоническая жизнь, состоящая из плюсов и минусов. А выразилась эта гармония в макете в виде созвездия граната, содержащего в себе, как зерна, все созвездия, известные нам."
Даврон Раджабов: "Самое интересное, что зрители воспринимают работы очень близко и вроде бы понимают их, ощущают. У всех на лицах - улыбки, радость. Сразу возникает какой-то контакт через работы, эта связь зрителей с художником чувствуется, хотя они, может, и не знают его. Наша публика оказалась достаточно подготовленной к восприятию такого искусства, это приятно. И сами работы очень интересные и неожиданные. Первое, что меня удивило и обрадовало, это "Гармония хаоса" у Маши Сошиной. Затем работа Сергея Тычины, книжный шкаф в стене: то ли это кирпичи нашего сознания, то ли история, которую мы забываем. Если даже не видишь художника, то по работам общаешься с ним. В общем, есть какая-то наполненность общением: и с посетителями выставки, и с работами самих художников... Выставка объединяет нас всех - современностью, сегодняшним потоком жизни, бьющимся о камни и бросающимся в разные стороны, но, в целом, несущимся в одном направлении потоком..."
Глубокина Н. "Фуршет в стиле милитари" |
Тычина С. "Библиография" |
Вячеслав Усеинов: "Самое для меня интересное - вот эта работа с людьми в перформансе. Это привнесло абсолютно новые ощущения в восприятии всей экспозиции. Все остальное более или менее сделано на уровне. И когда всё хорошо, выделяешь для себя одну какую-то работу (вот как этот перформанс), которая общую картину дополняет, как бы улучшает, придает ей особый акцент. А образ всей выставки сформируется, наверное, чуть позже, через несколько дней, как и впечатления, которые должны "уложиться"... Есть, конечно, какие-то неосознанные, и в общем-то, простительные для молодых художников повторы каких-то уже существующих работ. А в целом, само направление актуального искусства у нас шаг за шагом нащупывается и становится ясным. Пожалуй, самое важное, что процесс начался... Публика начинает принимать и включаться в художественный процесс. Потому что в какой-то момент контакт, например, живописи и зрителей прервался, чувствовалось некоторое отторжение живописи от зрителей, и самих зрителей - от этого искусства. По-видимому, этот период еще продолжается, но может, через актуальное искусство люди придут и к живописи. Это главное."
Нина Усеинова: "Выставка очень понравилась. И мне кажется, толчок все-таки дала первая "Констелляция". Столько молодых, столько интересных идей, мне кажется, что у нашего искусства есть будущее. Мне нравится этот перформанс Фадеевой и Николишина, работа замечательна по содержанию, по пластике - завораживает. Еще запомнилась "курочка", чем-то затрагивает, тем более, когда есть дети призывного возраста. Она, по-моему, называется "Фуршет в стиле милитари". Еще мне понравилась работа Ахунова и очень - видеоарт Николаева, снято просто прекрасно. Очень хороший кораблик Камбиной... В целом, настроение праздничное. И хочется еще несколько раз пройти по выставке, когда народу будет не так много, чтобы внимательнее рассмотреть какие-то работы. Приятно, что молодые предложили множество проектов. Мне кажется, сделан шаг вперед..."
Юрий Александров: "Эта выставка сама по себе очень разная: и работы разных стилей и направлений, и художники разные. И очень-очень разный зритель. Разнообразие зрителей, пришедших на выставку "Констелляция. Постскриптум", видимо, отражает разнообразие самих работ, на ней представленных. Вот такой какой-то получился резонанс между тем, что выставлено и тем, кто пришел на это посмотреть. Мне трудно ручаться за готовность публики воспринимать. Но, с одной стороны, люди не хотят расходится, подолгу стоят возле экспонатов, возвращаются к одним и тем же работам, а с другой стороны, очень многие сейчас толпятся возле столика, где опускают жетоны для голосования, не спешат забрать пальто из гардероба и уехать домой, а хотят отметить свои симпатии к какому-то экспонату на выставке. Люди говорят, что есть какая-то радость от открытости, от того, что на выставке представлена какая-то душевная, психологическая открытость. Видимо, это большой дефицит в современном мире. И поэтому возникает у людей какое-то тяготение к тому, что они здесь видят. Ну, конечно, за всю публику ручаться очень трудно."
Степан Николишин: "Я вообще не ожидал, что в Ташкенте такое количество художников занимаются актуальным искусством. Для меня это успех, переворот в сознании узбекского зрителя. И я очень рад, что приложил к этому руку. Считаю, что это исторический момент для искусства... Если оценивать по внешнему антуражу, то такие выставки и нужно проводить, как была проведена первая "Констелляция", на заводе. Территориально тогда это было гораздо интересней, и мне кажется, что музеи и выставочные залы - не для таких выставок. Но все равно, - по результативности, взрывоопасности, по количеству работ - эта выставка, мне кажется, была поинтересней. И общий образ выставки мне представляется как некая мастерская, с неостановленной работой. Причем эта мастерская полуподвальная, скрытая, спрятанная от глаз. И поэтому, наверное, здесь оказалось такое количество посетителей, что они буквально ворвались, увидели - и это, на самом деле, было очень интересно".
Юрий Веденин: "Хорошая, интересная выставка. Актуальная".
Людмила Кодзаева: "Впечатление отличное. Столько идей, столько находок - просто великолепно. И вот реакция молодежи - она налицо, эти бурные аплодисменты в адрес закончивших перформанс исполнителей".
Один из посетителей так оценил значение выставки актуального искусства "Констелляция. Постскриптум", открывшейся 1 февраля 2007 года в Галерее Национального Банка: "Проект замечательный, он способствует межкультурному диалогу и развивает мышление для того, чтобы люди могли лучше понимать другие цивилизации, другие культурные пространства. И обмениваться живой энергией мысли и творчества."