История словно ожила. Сердце дрогнуло...
В марте 2005 г. в Ташкентском доме фотографии под рубрикой “Мастера советского фотоискусства" прошла выставка “Неизвестный Пенсон”. На ней были представлены работы 20-х-50-х годов Макса Захаровича Пенсона, известного далеко за пределами Узбекистана.
Мастер жил по правилу - “Ни дня без фотографии” и за 25 лет активной профессиональной деятельности заснял не одну тысячу фоторабот.
Они печатались не только на страницах “Правды Востока”, но и крупнейших ежемесячных иллюстрированных журналов “Советский Союз”, “СССР на стройке”. И других . Его “Узбекская мадонна” получила в 1938 году в Париже Гран-при и золотую медаль, а фотопортреты “Мудрец”, “Мастер”, “Остряк” - стали визитной карточкой художника и известны многим. Но большая часть фотографий Макса Пенсона прежде так и не была не представлена публике.
Нынешняя выставка (подготовленная и организованная его дочерью и тоже известным фотохудожником Диной Максовной Пенсон-Ходжаевой при активном содействии Посольства Швейцарии в Узбекистане), в какой-то мере компенсирует этот пробел.
Интересна же экспозиция в первую очередь множеством бытовых зарисовок, запечатлевших характерные моменты той, уже давно прошедшей жизни:
Несет человек подмышкой сразу несколько портретов Сталина
Покупатели с любопытством разглядывают новенькие калоши в рифлёными подошвами
Женщина в белом халате поливает струей воды из шланга обнаженного пациента
Мама качает люльку с ребенком, висящую между колесами арбы "Колыбельная"
Из сотен совершающих намаз людей выделен один молящийся, на переднем плане – его калоши
Водовоз набирает из реки воду в бочки, затем женщины с большими калибасами разбирают её
Двое боронят землю с помощью верблюдов (последние фото – из серии “Земля и вода”)
Серию “Новая жизнь” представляют:
Ликбезы с раздельными классами для девочек и мальчиков, а взрослые женщины сидят за партами с откинутой назад, на плечи паранджой
Дети смеясь, с интересом слушают граммофон
Молодой узбек внимательно изучает схему смазки трактора “Фордзон-Путиловец”
Мальчишка разглядывает незамысловатое наглядное пособие под названием “Окружность”: с хордой, касательной, радиусом, диаметром, сегментом
Счастливый пионер
На выставке множество снимков новой техники: велосипеды, трактора, аэропланы, высоковольтные провода. Строительные работы на Большом Ферганском канале - горы песка, взметнувшиеся кетмени, пыль, носилки, ряды сохнущих кирпичей - и абрис будущего канала.
Но больше всего запоминаются яркие портреты:
Молодая мама (много косичек, круглая тюбетейка) кормит грудью малыша
Хохочущий старик в разных ракурсах
Старый человек в чалме несет на закорках мальчонку
Круглолицый молодой узбек в чапане пьет чай из пиалы, изучающий взгляд исподлобья
Старый мастер в очках, с доброй улыбкой
Народные ремесленники за работой
И картины отдыха
Музыканты (трубачи, дутарщики), танцующая Тамара Ханум
Гимнасты, построившие пирамиду на деревянной арбе, борющиеся курашисты
Пастух, наблюдающий вместе со своими подопечными за бегуном на дистанции
На террасе танцовщица в экзотическом наряде
Отзывы:
Очень, очень нужная, добрая выставка, полная любви и внимания к Узбекистану
История словно ожила. Сердце дрогнуло
Просьба одного из авторов будущей Краткой Узбекистанской Еврейской энциклопедии к дочери фотохудожника подготовить очерк об отце и его творчестве, чтобы включить его "в соответствующий раздел энциклопедии"
А в заключение хочется привести строки из письма редакции журнала “СССР на стройке” автору этих фотографии: “Несмотря на то, что Вы фоторепортер, Вы человек не от мира сего. Вы прислали кучу негативов, специально засняли целую тему и Вам даже неинтересно знать об их дальнейшей судьбе и пахнут ли они… деньгами. Смонтировали мы тему так, что Вам будет приятно взглянуть на свою работу.”
(Согласитесь, как-то не по-современному звучит... М.С.)
Подготовила М.Стальбовская