STILLS - Центральноазиатская антология образов

 

 

1 мая 2010 года в ташкентской галерее "Art & fact" состоялось презентация и подведение итогов регионального фотопроекта "STILLS- Центральноазиатская антология образов".

Ташкентцам были предложены следующие открытые лекции и презентации:
Борис Чухович (Монреаль, Канада). "О проекте STILLS"
Марина Богатырева (Ташкент). "Современная фотография Узбекистана. Ташкентский фотоландшафт".
Олег Карпов (Ташкент). "Несколько фото-фильмов из коллекции videoart.uz".
Оксана Шаталова (Рудный, Казахстан). "Интермедиальная и процессуальная фотография в Центральной Азии: анализ современных фотографических практик на примере творчества Марины Богатыревой (Ташкент), Натальи Андриановой (Бишкек), группы "...графия" (Бишкек)".

В ходе презентации о проекте "STILLS", посвященном векторам и проблемам фотоискусства в Центральноазиатском регионе, рассказали его кураторы: в виде Skype-выступления искусствовед Борис Чухович (Монреаль, Канада) и арт-критик Оксана Шаталова (Рудный, Казахстан).

Как заявили сами авторы проекта, его задачей была: "визуализация трех атомарно простых и полемичных концептов – Аттрактивности, Локальности и Энтузиазма". По их мнению, "эти темы – возможно, не будучи прямо названными – часто обсуждаются и являются своеобразными болевыми точками современного искусства Центральной Азии. Первые два понятия обозначают нередко критикуемые "стратегические векторы". Третье – экзистенциальное и наивное – несет ощущение открытости в будущее."

Таким образом, "Центральноазиатскую антологию образов" составили три фотофильма, каждый со своим оригинальным саундтреком. Фотографии, которые затем были отобраны и распределены по названным темам кураторами проекта, были созданы шестью десятками художников со всего региона.

Объединяющей все три фильма идеей Оксана Шаталова назвала "игру". Меняясь и приобретая разные смысловые оттенки, "игра" переходит из одного фильма в другой. И если в первом фильме она представляет собой "спектакль", "представление", а во втором выступает как "ролевая игра" ("стратегия"), то в третьем фильме это "игра для себя", "наши игры".

По мнению кураторов, "STILLS – проект, представляющий собой открытый эксперимент, совмещающий коллективный и индивидуальный подходы, аналитическое и образное мышление".

С тем, что получилось в результате этого эксперимента, ташкентские любители фотографии смогли познакомиться благодаря Оксане Шаталовой, подробно представившей как сами фотофильмы, созданные в рамках проекта, так и видеорепортажи с выставок, прошедших во время презентаций проекта в Алматы, Бишкеке и Душанбе. Узбекистанские участники фотопроекта получили в подарок DVD со всеми материалами "STILLS".

Первая выставка проекта под названием "STILLS-Аттрактивность: Быть увиденным": (спектакулярное искусство, ключевые слова: аттракцион, шоу, спектакль) прошла 1-3 октября 2009 года в алматинской галерее "Тенгри-Умай".

     
     

Вторая выставка, "STILLS-Локальность: быть узнанным" (страсти по идентичности, "дискурс азиатчины", ключевые слова: экзотизм, периферия, контекст, маргинальность, ориентализм) состоялась 7-12 декабря 2009 года в культурном центре "Бактрия" города Душанбе.

     
     

И наконец, третья, заключительная выставка "STILLS - Энтузиазм: быть или не быть?" (ключевые слова: бескорыстие, пафос, искренность, надежда, непрофессионализм, "искусство на коленке") прошла в бишкекской галерее "Колдо-Арт" с 14 по 27 апреля 2010 года.

     
     

Комментируя ход данного проекта в статье "STILLS и визуализация концептов", Борис Чухович пишет:
"Таким образом, процесс сюжетного просмотра фотографий превращался в буквальном смысле в визуализацию концептов. Ведь последние – сошлемся на заученное в юности определение – "суть не более, как сокращения, в которых мы охватываем, сообразно их общим свойствам, множество различных чувственно воспринимаемых вещей". В то же время, топик видоизменял восприятие каждой фотографии в отдельности, обнажая смыслы, которые не были бы очевидны вне данного контекстуального поля. Таким образом, сам "фильм" с его позаимствованными у художников эстетическими средствами оставался своеобразной формой кураторского критицизма, делая "видимым невидимое" и "переводимым непереводимое".

Те, кто не присутствовал на проектных мероприятиях, могут в деталях ознакомиться как с цитируемыми выше статьями Бориса Чуховича, Оксаны Шаталовой, так и с описанием всего проекта на сайте "STILLS" (http://stills.kz/). Уникальный эксперимент продолжает свое существование и в виртуальном измерении, концентрируя на сайте разнообразную информацию о мероприятиях, связанных со STILLS - проектом.

Мы надеемся, что, продолжаясь, жизнь проекта будет и впредь подпитываться серьезными исследованиями специалистов.

 

Такими, например, как уже опубликованные на сайте проекта "STILLS" и вызвавшие особый интерес культурологический анализ современных фотографических практик на примере творчества некоторых фотохудожников региона Оксаны Шаталовой или аналитический обзор тенденций современной ташкентской фотографии, сделанный художницей и критиком Мариной Богатырёвой.

 

И поскольку точка зрения нашей землячки на поднятые проектом темы, как нам кажется, заслуживает особого внимания, то беседу об этом с Мариной Богатыревой мы собираемся продолжить в ближайшем будущем.

Полезные ссылки:

www.ferghana.ru/article.php?id=6570

www.kazpravda.kz/index.php?uin=11520735738&chapter=1259279445

www.stan.tv/news/12401/

http://www.express-k.kz/show_article.php?art_id=33549

http://www.np.kz/index.php?newsid=4346

http://www.expert.ru/printissues/kazakhstan/2009/39/sovremennoe_iskusstvo/

Подготовила М.Стальбовская

Фото с презентации О.Стальбовского

15 мая 2010 г.