"Перекрестки"

 

Завершен 1 этап серии мультимедийных проектов "ПЕРЕКРЕСТКИ".

Галереей "Art & Fact" и Ансамблем Omnibus с сентября по декабрь 2011 года проведено 4 уникальных фотовыставки. Манекены и их живые эмоции в выставке работ известного румынского фотохудожника Теодора Раду Пантеа "Alter Ego". Внимательный взгляд ташкентца Егора Абатурова через мобильник на московскую улицу в медиапроекте "Mobilogfaphy". Мир парижской богемы начала ХХ в. с ее утонченной эпатажностью в "Montparnasse". И улицы старого и современного Ташкента, снятые с одного ракурса в "Факторе времени" . Объединила все экспозиции тема перекрестков мегаполиса - культурных, жанровых, временных и пространственных.

Особенность серии "ПЕРЕКРЕСТКИ" - к каждой фотоэкспозиции была подобрана еще и соответствующая по ощущениям, технике исполнения и жанру музыкальная программа.

Всё увиденное было озвучено живой музыкой, исполняемой Ансамблем Omnibus. Ритмичность и бесконечно повторяющиеся шумы большого города, четкая пульсация его многоликой сущности слышались и в музыке Тери Райли, Эрика Сати, и в собственном саундтреке Omnibus'а к "Фактору времени", в основе которого лежат узбекские народные мелодии.

Арт-объекты художников Анастасии Чапленко и Сергея Седухина также поместили публику в совершенно нестандартную для выставки среду. Надев маски, повязав шарфы или принеся и развесив в выставочном зале старые дверные замки, зрители стали не только свидетелями происходящего, но и непосредственными участниками своеобразного театрализованного действа.

В целом такой "объемный" формат подачи экспонатов позволил гостям по-разному услышать и увидеть жизнь современного мегаполиса . Вот как об этом рассказали некоторые участники серии "Перекрестки":

Александр Раевский, фотограф: "Ритмопроекция на стенах галерее служила замечательным фоном. Желая совместить изображения на фотографиях с интересными крупными планами людей, их разглядывающих, я пытался поймать момент, когда у зрителей возникали какие-то реакции на увиденное.

Сама идея серии медиапроектов "Перекрестки" - в потрясающем соответствии визуального и звукового ряда, в соотношении современности и прошлого, музыки и камерного пространства. Высокий уровень был задан в самом начале и поддерживался во всех проектах серии. Omnibus каждый раз создавал новую атмосферу: то в подборе инструментов, то в самой музыке, органично вписанной в концепцию проекта и всегда ясно прочитываемой.

В "Montparnasse", к примеру, в исполнении Яны Низаметдиновой очень интересно прозвучали произведения Эрика Сати для клавесина. Фантастически работал Сухроб Назимов с патефонами. Ну, а Алибек Кабдурахманов, исполнявший свою партию на гонгах, - вообще мастер своего дела! И получилось совершенно необычное сочетание времен. Хотя все инструменты: и патефоны, и клавесин, и гонги – из другой эпохи, но они замечательно соединились с сегодняшним днем".

Шахноза Каримбабаева, представитель галереи "Art & Fact", один из организаторов серии "Перекрестки" : "Хотя проекты серии сделаны в разных концепциях, каждый из них по-своему хорош.Особенно приятно, что в последнем проекте прозвучала наша родная ташкентская тема, ее мотивы одновременно и знакомы и незнакомы. Я поражена, насколько по-другому воспринимается выставка с музыкой. В самом проекте возникает новая энергия и чувствуется какое-то движение. Надеюсь, что наше сотрудничество с Ансамблем Omnibus продолжится. И это зависит, в первую очередь, от активности и желания наших зрителей присоединяться к нашим проектам, вкладываться в них своим творчеством. Ведь как раз в пересечении творческих поисков разных участников - и исполнителей и публики - суть серии "Перекрестки".

Борис Голендер, историк: "Для меня соединение в проекте Omnibus'a с такого рода выставкой очень логично. Потому что здесь всё дополняет друг друга: и фотографии нашего Ташкента, и эти таинственные замки к дверям, которые ведут в никуда, и трансцендентная музыка,тоже ведущая в никуда, и очень интересное видео, органично соседствующее с музыкой и с этими не совсем реалистическими фотографиями. И соединённое вместе, всё это создает особый настрой, которого так не хватает в нашей жизни. Если бы Omnibus не участвовал в этой программе, она бы очень многое потеряла. Людей, попавших в этот бункер, и вдруг услышавших такую музыку, переполняют необычные эмоции. Дело даже не в том, что музыка живая, а в том, что она - особенная. Можно было бы здесь посадить четверку музыкантов с виолончелью и скрипками, как это обычно делается. Но это бы не соответствовало проекту. А соответствие и есть гармония. И все 4 проекта имеют такие необычные, и в то же время гармоничные, замечательные музыкальные повороты".

Сергей Абатуров, художник: Насколько я знаю, для "Перекрестков" подбирались произведения авторов, длительный период творчества которых так или иначе связан с жизнью в крупных городах мира. Поэтому их особая атмосфера оставила след в их творчестве. И визуальное творчество и современная музыка, совмещенные в этом проекте, психологически базируются на теме жизни в мегаполисе как в каком-то искусственно созданном месте.

На мой взгляд, это правильно, Потому что мировая культура и представляет собой, в первую очередь, культуру крупных городов. где ассимилированы лучшие достижения разных эпох и народов. И если для самого творческого процесса нужна некая "болдинская осень", то его результат естественно принадлежит крупным городам. И в целом, в проекте эта мысль прослеживается, серия "Перекрестки" - это перекрестки разных культур. В первом проекте румынского фотографа очень сильный посыл, когда его артефакты - витрины и очеловеченные манекены, практически наше "Alter Ego" - предстают как часть индустрии продаж. Или проект "Mobilogfaphy" как попытка творческого человека выжить в мегаполисе, продолжать искать что-то своё, не разучиться что-то видеть и замечать по-своему. Но, с другой стороны, большой город дарит художнику свою особую музыку и свой захватывающий визуальный ряд. Этим контрастом объединены все проекты. Для активной части человечества, которая может позволить себе летать по всему миру, естественно, картина мира определяется этими крупными городами. Для них выйти в аэропорту большого города - значит оказаться на определённом мировом перекрестке.

Такие проекты как некие параллели во времени продиктованы размышлениями и над историей Ташкента. Очевидно, что его многовековая история , наслоение за наслоением вобравшая в себя самые разные культурные стили, тоже делает Ташкент одним из крупных перекрестков мира. Что, в свою очередь, приводит к осознанию естественной необходимости сохранять такой его статус как можно дольше.

Эти архивные снимки нашего города сегодня представляются вполне самодостаточными произведениями искусства. Понятно, что ценность современного снимка Ташкента будет другой, как бы промежуточной. Воспринимая мир сиюминутно и желая запечатлеть "здесь и сейчас", мы делаем снимки, которые потом становятся документами истории и переходят в предметы другой значимости.

Однако и нынешняя сиюминутность серии "Перекрестки" по своей художественности - практически уже готовое произведение искусства. В нем, подобно этим архивным снимкам, тоже есть столкновение сиюминутности и вечности.

Вместе с тем, время же нам запоминается не только своим внешним обликом, но и неким событийным ощущением, как перекресток каких-то событий.

Мы видим в видеоарте попытку передать стремительность движения, какого-то поиска.

И при этом слышится потрясающей мелодичности музыка, очень тонкая и сложная, в ней много пластов. Для современного мира это большая ценность и высокое умение.

Тема "Перекрестков" очень богатая, ведь когда мы работаем с историей, с архивами, то берем только какие-то крупицы из ушедшего времени. А в нем скрыт бесконечно богатый, интересный мир отдельного человека. Этот ушедший мир, мир наших родителей гораздо более своеобразный и теплый, чем сегодняшний, с его повсеместной стандартизацией и бездушным комфортом, принесенных техническим прогрессом. Важно помнить, что без культуры это всё - еще не есть жизнь сама по себе. Свою душу в сегодняшний мир вносят именно такие талантливые художники и композиторы, как те, что рассказали в серии "Перекрестки" историю своего о очень небольшого пространства. Потому что они раскрыли богатство своих локальных корней и показали, что мир каждого из них в отдельности не меньше, чем мир мегаполисов"

Подготовила М.Стальбовская. 30 декабря 2011г.