Заметки о фестивале авторской песни в Алматы. 2005 год

 

 

Первый клуб авторской песни, насколько мне известно, в Центральной Азии был создан тридцать лет назад в Узбекистане, в Ташкенте, и назывался он “Апрель”. А через два года под Ташкентом состоялся и первый фестиваль авторской песни “Чимган-77”, завоевавший впоследствии всесоюзную популярность.

В последнее время чимганский песенный фестиваль стал уже международным, чему способствовали новые границы, например, с Казахстаном, с которым мы регулярно обмениваемся довольно значительными делегациями. Вот и в 2005 году барды Узбекистана – более двух десятков человек из Ташкента и Навои, преодолев пограничный и таможенный контроль, сели в автобус, который за 14 часов доставил их до Алматы. Гостеприимные хозяева фестиваля отвезли гостей в урочище Чон-Кемин, в зону отдыха, в которой только-только закончился летний сезон. Там же проходил и фестиваль “Горное эхо”.

О том, как же прошел этот фестиваль, я попросил рассказать Акбарали Ачилова, который сочиняет и поет песни на узбекском языке. Год назад он создал и первый в республике клуб авторской песни на узбекском языке “Зухаль”. Впервые попав на фестиваль авторской песни, Акбарали завоевал первое место в номинации “песня на национальном языке” и вошел в пятерку претендентов на гран-при. Что же помешало ему взять этот главный приз?

- Для меня этот фестиваль был экспромтом – я не готовился к нему. Да и тут, уже на месте, все было так организовано, что я, имея возможность выступить в некоторых других номинациях, не смог этого сделать. Но все же я очень рад тому, что приехал и стал лауреатом фестиваля, спев песню на своем родном языке. Хотя жанр этот сугубо русскоязычный. Лет двадцать назад я начинал писать песни на стихи русских поэтов-классиков, а потом решил использовать более близкий для меня материал - стихи узбекских поэтов. Думаю, что авторская песня приживется и на почве узбекского языка и узбекской культуры.

Ну а главный приз завоевал прекрасный исполнитель, пишущий песни на чужие стихи Юрий Шарафат из Кокчетава, победивший сразу в трех номинациях. Среди наших земляков лауреатом конкурса в номинации “Песня о фестивале” стал Вячеслав Южаков из Навои. Он же был призером в номинации “Картинки нашей жизни”. Еще четыре приза завоевали Хамида Ким из Навои, Гульнара Хусаинова из Чирчика, Дмитрий Маклецов из Ташкента. Александр Чеканов, выступавший за команду Астаны и ставший также лауреатом, оказался гражданином Узбекистана. Так что наши барды свои позиции удерживают, хотя возможности для роста, конечно, есть. Ведь два предыдущих раза мы увозили из Алматы гран-при. А на этот раз уступили...

Бард из Ташкента,
Дмитрий Маклецов

Сергей Суханов, член жюри фестиваля, считает, что авторская песня стоит на распутье и находится перед выбором. Ведь времена наступили совершенно новые.

- Задача движения авторской песни состоит в том, чтобы определиться в новых условиях, понять, к какому берегу мы плывем. Для этого всем заинтересованным сторонам нужно сесть за стол переговоров и договориться о правилах игры – о том, что такое авторская песня, какими должны быть фестивали, о критериях оценки, о терминологии, в конце концов. Это поможет нам лучше понимать друг друга и принимать конкретные шаги. Ведь нам в наследство остался не просто золотой век бардовского движения, а фундамент, на котором мы можем построить новое здание, может быть не хуже, чем то, что было построено уже признанными мэтрами.

- Насколько необходим сам конкурс в авторской песне?

- Конкурс на таких фестивалях накладывает большую ответственность на его участников. А если люди приезжают просто попеть, то это приводит к тому, что участники будут выходить с очень сырыми произведениями, лишь бы себя показать – есть такая категория людей. Конкурс способствует тому, что авторы начинают более требовательно относиться к себе. Это повышает и уровень их произведений в целом.

- Что должно отличать авторскую песню от других песен?

- В первую очередь, слово. Музыка, аранжировки, другие обрамления – это все дополнительные средства придания большей убедительности словам, звучащим в песне.

Подавляющая часть авторов слов и музыки считает, что в конкурсной оценке песни из 100% баллов половина должна выделяться на оценку авторского поэтического текста, 30% - на оценку авторской музыки и лишь 20% - на исполнительское мастерство того же автора. То есть номинация жанра должна быть одна - полная авторская песня, где и слова, и музыка, и исполнение принадлежат одному барду. Ведь легче всего исполнить уже готовую песню, особенно если у тебя есть вокальное образование. А вот труднее всего написать интересные стихи, способные и без музыки привлечь внимание. Не менее трудно непрофессиональному музыканту эти стихи положить на музыку. Это не значит, что нужно отказываться от самодеятельных композиторов и исполнителей. Они нужны – хотя бы для того, чтобы пропагандировать авторскую песню. Но у них должен быть свой конкурс – между собой. Так же как свой конкурс должен проводиться только среди создателей полной авторской песни. Фестивали авторской песни - это не “фабрика звезд”, а праздник любителей-непрофессионалов, сочиняющих и поющих в свободное от работы время свои песни. И им трудно бороться с профессиональными музыкантами или солистами, имеющими опыт работы в ансамблях. Поэтому жанр авторской песни должен быть чистым от примесей, и предпочтение должно отдаваться тем, кто имеет отношение к полной авторской песне.

Кстати, в одном из словарей пение объясняется как “организованный крик”. Но ведь истине достаточно шепота. Все остальное, как говорится, от лукавого.

С. Балакин