Интервью с Овлякули Ходжакули
Он сам, даже внешне - уже театр, только взгляните! Но мы на этом "отвлекающем прикиде" останавливаться не будем. Нам интересно, какой театр режиссер Овлиягули Ходжакгули несет в себе?
Наше знакомство с руководителем Театра-студии "Эски Маджид", известным режиссером Овлякули Ходжакули состоялось в августе 2005 года:
М.С.: Как Вы относитесь к Андрею Тарковскому?
О.Х.: Как к одному из учителей. Он потрясает, он - как бритва, которая постоянно режет вены. Когда его смотришь - возникает такое ощущение, и при этом оторваться от происходящего на экране невозможно. Помню, как однажды я смотрел "Андрея Рублева" в летнем кинотеатре. Нас было всего трое - пара влюбленных и я. Им дела не было до фильма, темнота вокруг, начинается ветер, экран жутко полощется на ветру, а я смотрю во все глаза, изредка лишь оглядываюсь и молю бога, чтоб не ушли мои соседи, а то киномеханик остановит показ... Нет для меня какой-то определенной системы Тарковского, но сердце мое полностью откликается на его кино.
Может быть, мне показалось, что похож? (М.С.)
М.С.: В одном документальном фильме я увидела Вас, на мой взгляд, внешне очень похожего на него и подумала, случайно ли это сходство?
О.Х.: Совершенно случайно, я никогда не старался подражать внешне ни ему, ни другим. Я стараюсь этого избегать.
М.С.: Так стоит ли делать в театре что-то, если практически нет спроса, если большинство зрителей не понимает того, что делается на сцене?
О.Х.: Да, стоит, даже ради одного. И то важное, что получает этот один, - не обязательно все понимая, но чувствуя и откликаясь, - это окупает затраты. Сегодня не пришли, придут завтра. Бывает, когда спектакль сложный, как, например, "Женщина в песках", где все время двое только сидят и разговаривают и постоянно сыпется песок - зрители минут 15 понаблюдают за этим - и сами начинают разговаривать или уходить. Конечно, публику надо готовить... Помню, когда я в середине 80-х приезжал из Чарджоу в Ташкент, я влюбился в здешюю публику, чистую, понимающую. К сожалению, сейчас и здесь такой публики стало меньше.
М.С.: Что Вы учитываете при подборе репертуара, стараетесь ли Вы угодить вкусам публики?
О.Х.: Специально - нет. Я не буду нарочно выбирать эротику или мелодраму, чтобы привлечь зрителя. То, что мне сегодня кажется актуальным, что важно и что волнует меня, современного человека, - то и будет ставиться в моем театре. И если по смыслу надо там быть эротике, романтике или, скажем, жестокости - они в спектакле будут. Но я должен постараться этим, важным для меня, расшевелить душу зрителя, выбить искру живого участия... Я не могу себя назвать слишком религиозным человеком, но моя работа для меня сродни религиозному служению. Театр должен очищать человека, находить под пеплом еще тлеющие искры добра и раздувать их. Ведь души большинства еще не совсем захламлены суетой, обыденностью, - и они откликаются рано или поздно на происходящее на сцене. Добро, благородство - у многих в сердце на поверхности, а хороший театр помогает это открыть. Просто люди должны привыкать смотреть хорошие спектакли, чтобы вырабатывался вкус... Но при выборе репертуара режиссеру приходится учитывать многое, кроме наличия подготовленной публики. Это и пьеса, и актеры, подходящие для данного спектакля, и художники, и многое еще.
М.С.: Что такое - для Вас, для Вашего театра - Маша Сошина?
О.Х.: Она - мои руки, причем это касается не только сценографии или костюмов. Мы с ней работаем уже шестой год и оба считаем, что нам очень повезло, что судьба нас свела...
М.С.: Маша, как Вы понимаете свою роль в театре Овлякули?
Мария Сошина: Конечно, локомотив в нашем деле - он, он - голова и сердце театра. Мы с ним очень подробно обсуждаем будущий спектакль, он говорит о том, что его волнует, я же - стараюсь это переложить на язык образов, материализовать их в виде декораций, костюмов и так далее, и затем он уже отбирает то, что ему подходит.
М.С.: Овлякули, как Вы подбираете актеров?
О.Х.: Конечно, мало, чтобы подходила фактура исполнителя. Важно, чтобы дух, джинн, живущий внутри актера, был созвучен моему духу, духу самого спектакля.
М.Стальбовская